По коням!
РБК представляет своим читателям собственные предположения о том, каким будет чемпионат 2004 года, который, как считают многие, может стать самым интересным за последние годы. Сумеет ли Михаэль Шумахер завоевать пятый подряд и седьмой в карьере чемпионский титул? Сумеет ли кто-то нарушить гегемонию "красного барона", которая, с одной стороны, вызывает восхищение, а с другой уже порядком надоела? Сумеет ли кто-то прервать гегемонию "Феррари" в Кубке Конструкторов, которая длится уже пять лет подряд?
Топ-команды
Можно сколько угодно предполагать, что лучшие годы Михаэля Шумахера позади, что он потерял мотивацию, что ему предстоит трудный сезон+ Да, Михаэлю придется очень постараться, чтобы вновь завоевать титул чемпиона мира, но разве кто-то будет утверждать, что он на это не способен? Способен, как никто другой. Шесть чемпионских титулов и семь десятков выигранных гонок свидетельствую об этом очень красноречиво. Скорость, мастерство, ответственность и даже мотивация все осталось при нем.
Смущает только одно ну сколько можно "Феррари" использовать командную стратегию уже с первой гонки чемпионата? Согласен, без нее обойтись на финише, когда один из пилотов команды борется за титул или призовое место, а другой потерял все шансы, но с первой гонки кроме "Феррари" так не поступает никто. Как бы ФИА и Макс Мосли не боролись с этим, как бы Росс Браун и Жан Тодт не убеждали всех, что командной стратегии никакой и нет, все лежит на поверхности и все отчетливо видно.
Да, Шумахер сильнее Баррикелло, но бразилец все же так и останется самым недооцененным из действующих пилотов "Формулы-1". А виноват, прежде всего, он сам. Блестящие выступления сочетаются у него с неудачными, хотя именно Баррикелло ближе всех из напарников Михаэля, включая и Эдди Ирвайна, подобрался к "красному барону" по уровню мастерства. Как бы то ни было, оба пилота "Феррари" имеют подписанные с командой контракты до 2006 года и именно они являются основными претендентами на победу и в чемпионате пилотов и в Кубке Конструкторов. Их основными конкурентами являются "Уильямс", "Макларен" и "Рено". Как и в прошлом году.
Сэра Фрэнка Уильямса можно только уважать за огромный энтузиазм, который этот человек расточает вокруг себя и заражает им всех остальных. Его команда в прошлом году была основным конкурентом "Феррари", а Хуан-Пабло Монтойя лишь в предпоследней гонке чемпионата потерял шансы на чемпионский титул. Этот колумбийский гонщик порой бывает слишком прям и резок, но как раз эта черта его характера позволяет ему добиваться результатов. Наверное, в сравнении с его напарником Ральфом Шумахером Монтойя имеет большие шансы на титул чемпиона мира. Единственное, что смущает сможет ли Хуан-Пабло также выкладываться на трассе в этом году, прекрасно зная о том, что в следующем в "Макларене" он будет делать это за гораздо большие деньги.
Ральф+ Он долгое время оставался братом Михаэля Шумахера, прежде чем стал самостоятельным гонщиком. Но до сих пор он допускает слишком много ошибок для человека, который проехал уже сотню Гран-при. Наверное, ему стоит побольше работать и поменьше причитать о причинах собственных неудач. А может и умерить финансовые запросы. Все-таки, он еще не чемпион мира и ни разу даже близко не подбирался к этому званию. Тогда, глядишь, и наладится все.
Ральфу стоит быть похожим на Кими Райкконена. Во всяком случае, в проявлении эмоций. Финский гонщик, который в одночасье после ухода Мики Хаккинена стал лидером "Макларена", отодвинув на второй план Дэвида Култхарда, в прошлом году был самым сильным конкурентом Михаэля Шумахера, проиграв борьбу за чемпионский титул только в последней гонке. И это на более слабой, чем у конкурентов, машине! "Ледяной" финн нацелен на чемпионский титул и наверняка сделает все, чтобы добиться его уже в этом сезоне. Лишь бы машина позволила, а у "Макларена" в прошлом году были проблемы с надежностью.
Дэвид Култхард, у которого прошлый сезон не задался, проводит в "серебряных стрелах" последний год. И несмотря на то, шотландец все равно остается сильным, даже очень сильным пилотом, которому нужно доказать это в предстоящем чемпионате. Докажет получит контракт в топ-конюшне.
Фернандо Алонсо и Ярно Трулли по новому раскрылись в прошлом году, выступая за "Рено". Трудолюбивые и талантливые, они помогли французской команде стать одной из сильнейших. Алонсо вообще многие считают гонщиком будущего, хотя, если честно, вряд ли испанец уже готов соревноваться на том же уровне, что и Райкконен, например. Он, несомненно быстр и расчетлив, но пока вокруг него больше разговоров, чем реальных достижений. Впрочем, время покажет справедливость этих рассуждений. Ярно Трулли, который в "Формуле-1" с 1997 года, является своеобразным человеком-невидимкой. Его блестящий талант, который проявлялся в соревнованиях более низкого чем "Формула-1" класса, никак не раскроется. Итальянец не выиграл за свою карьеру ни одной гонки, и ни разу не был даже близок к этому. Но как пара пилотов "Рено" и Алонсо и Трулли очень сильны и готовы попортить кровь фаворитам. Но не готовы бороться за чемпионство.
Все остальные
В команде БАР, которая показывает неплохие результаты на тестах, будут ездить Такума Сато и Дженсон Батон. Про японца сказать почти нечего, кроме того, что он быстро проходит повороты, но ошибается во всем остальном. Его техника оставляет желать лучшего. Дженсона Баттона, который появился в гонках в 2000 году, многие склонны были считать "новым Сенной", "новым Мэнселлом" или "новым Хиллом". Полноте, Дженсон появился в "Формуле-1" отнюдь не в ранге суперзвезды, а в роли новичка. В прошлом году он, наконец, это понял. Этот год станет для британца определяющим в плане дальнейшей карьеры, тем более, что он будет лидером команды.
Перешедший в "Заубер" Джанкарло Физикелла отличный гонщик. В одном из разговоров со мной Сергей Злобин назвал итальянца пилотом того же класса, как и Михаэль Шумахер, в доказательство непередаваемым свистом описав то, как проходят повороты тот и другой. Получилось очень похоже и на слух по свисту Физикелла предстал даже более сильным. Но Джанкарло, который в "Формуле-1" выглядит естественным организмом, никак не попадет в ведущую команду, а от этого многое зависит.
Пока же одному из самых талантливых пилотов придется довольствоваться борьбой не за призовые места, а за минимальное количество зачетных очков. Хотя его победу в прошлогоднем Гран-при Бразилии на слабейшем "Джордане" в сумасшедшей гонке вряд ли кто забудет. Его напарник Фелипе Масса, уже попробовавший свои силы в 2002 году и представший эдаким "бразильским Сато", в прошлом году во время работы тест-пилотом имел время осмыслить все свои ошибки.
Марк Уэббер из "Ягуар" стал открытием прошлого сезона и если "дикие кошки" улучшат свою машину, то будет претендовать на высокие места и в этом году. Австралиец очень талантлив. Не случайно в 2002 году он в составе "Минарди" сумел заработать зачетные очки по старой системе, когда в расчет брались только шесть лучших результатов. Его напарнику Кевину Клейну придется несладко. В 20 лет дебютировать в "Формуле-1" серьезная психологическая нагрузка.
Оливье Панис и Кристиано да Матта из "Тойоты" в прошлом году выступили удачно, представ довольно гармоничной парой пилотов. В этом году все будет зависеть от машины, которую представит им японская команда. Панис, который знавал вкус победы на этапе Гран-при (Монако-96) и да Матта, в прошлом году бывший всего лишь дебютантом, способны в каждой гонке завоевывать зачетные очки, а при удачно стечении обстоятельств замахнуться и на подиум.
Что касается пилотов "Джордана" Ника Хайдфельда и Джорджио Пантано, то сказать здесь особо нечего. После ухода из команды ведущих технических специалистов "Джордан" деградировал буквально на глазах. Скорее всего, этой команде придется "конкурировать" с "Минарди" в борьбе за последнее место. Вторая итальянская команда влачит жалкое существование. Отказавшись от Сергея Злобина, Пол Стоддарт отказался и от значительных финансовых поступлений, которые были обещаны русскому гонщику русскими же спонсорами. Австралийский босс "Минарди" предпочел Злобину венгра Жолта Баумгартнера, может быть, более быстрого, но и значительно более бедного, который, к тому же, "прокатил" Стоддарта с поддержкой венгерского правительства. Венгру и его напарнику Джанмарии Бруни посчастливится, если они сумеют завоевать хотя бы одно зачетное очко.
Владимир Андреев