Формула-1, 13 окт 2003, 12:49

ФИА была права (комментарий к завершившемуся чемпионату "Формулы-1")

Вот и пришло время подводить итоги первого сезона "Формулы-1" нового образца. Сезон, обещавший, благодаря новой системе квалификации и начисления очков, стать поворотным в истории королевских автогонок, без преувеличения можно назвать удавшимся. Как с точки зрения людей, причастных к "Формуле", так и с точки зрения простых зрителей.
Читать в полной версии
Никита Харитонов

Вот и пришло время подводить итоги первого сезона "Формулы-1" нового образца. Сезон, обещавший, благодаря новой системе квалификации и начисления очков, стать поворотным в истории королевских автогонок, без преувеличения можно назвать удавшимся. Как с точки зрения людей, причастных к "Формуле", так и с точки зрения простых зрителей.

Преобразования президента FIA Макса Мосли и "хозяина" "Формулы", Берни Экклстоуна, как показал сезон, вновь подняли интерес к гонкам и повысили прибыльность "большого цирка". Любителям автоспорта был предоставлен интересный сезон, державший зрителей в напряжении до последнего "Гран-При", определившем в итоге чемпиона мира.

Непосвященному во все тонкости дела зрителю могло показаться, что этот сезон не принес ничего нового в сравнении с предыдущими. К такому выводу можно прийти, посмотрев на расположение пилотов в личном зачете: представители четырех топ-команд ( Ferrari, McLaren, Williams и Renault) заняли все восемь первых мест, причем, количество очков, заработанных пилотом, занявшим восьмое место, почти вдвое превосходит результат его ближайшего преследователя.

Очевидно, это произошло из-за новой системы начисления очков - представители четырех быстрейших "конюшен" чаще оказывались на высших местах, что по новым правилам давало теперь еще больше очков (напомним, что по новой системе начислялось 10 очков за победу, 8 - за второе место, и далее 6, 5, 4, 3, 2, 1 - за последующие шесть мест; таким образом "очковая зона" увеличилась с шести до восьми быстрейших гонщиков в "Гран-При").

Однако, "вина" за такой разрыв между восьмым и девятым местом полностью лежит на оставшихся шести командах, так как по новой системе поощрялся не только хороший результат в "Гран-При", но еще больше - стабильность выступлений на протяжении всего сезона. Судя по результатам сезона, на сегодняшний день лишь ведущие команды могут предоставить своим гонщикам быстрые и, а главное надежные машины.

Еще один аргумент в пользу "безынтересности" сезона - "неизменность" обладателя титула чемпиона. В шестой раз его заработал Михаэль Шумахер, набрав 93 очка. Сама "конюшня" из Маранелло, благодаря удачным выступлениям еще и второго пилота команды Рубенса Баррикелло, завоевала Кубок конструкторов, имея 1 58 очков в зачете. Однако этот аргумент не выдерживает критики, так как Шумахер выиграл чемпионат лишь на последнем этапе, а его команда стала лучшей благодаря победе Баррикелло в последнем же "Гран-При".

Итак, Шумахер снова на вершине, однако, в отличие от прошлого сезона, теперь уже два гонщика команд-соперниц могли вытеснить "красного барона" с уже четвертый год подряд занимаемого им места чемпиона. Пилот McLaren Кими Райкконен остался лишь в двух очках позади Михаэля, колумбиец Хуан Пабло Монтойя из Williams отстал от Шумахера на 11 очков и стал в итоге третьим в личном зачете пилотов.

Борьба за четвертое место оказалась еще более интересной. Сразу три пилота претендовали на него перед началом последнего этапа. В этом соревновании лучше всех оказался также пилот Ferrari Рубенс Баррикелло, в общем зачете набравший 65 очков. Далее расположились Ральф Шумахер из Williams с 55 очками и открытие сезона Фернандо Алонсо из Renault, отставший от Ральфа на 3 очка.

Шотландец Дэвид Култхард из McLaren остал на 4 очка от испанца. Последним в восьмерке лидеров стал Ярно Трулли из Renault, набравший лишь 33 очка.

В Кубке конструкторов второе место все же осталось за командой Williams, которой также помог испанец Марк Жене, заменявший на одном "Гран-При" отсутствующего из-за травмы основного пилота команды Ральфа Шумахера и набравшего в нем 4 очка. Кими Райкконен и Дэвид Култхард, объединенные под знаменами McLaren, пилотам Williams проиграли лишь два очка.

Четвертое место заслуженно заняла команда Renault заработав 88 очков. На пятое место усилиями Дженсона Баттона, ставшего четвертым в Японии и девятым в общем зачете пилотов и его нового напарника Такумы Сато, принесшего в копилку команды еще 3 очка на Сузуке, вышла команда BAR, от которой по ходу сезона мало кто ожидал подобного результата, принимая во внимание и неудачные выступления предшественника Сато, чемпиона мира 1997-го года Жака Вильнева, перед последней гонкой имевшего лишь 4 очка в личном зачете.

Шестое место заняла команда Sauber с 19 очками. Швейцарская команда опередила Jaguar только на одно очко, в то время как пилот британцев Марк Уэббер стал десятым в личном зачете, проиграв Дженсону Баттону из-за худшего, чем у Баттона "места на финише" (при равенстве очков у пилотов сначала приоритет отдается пилоту имеющему большеее количество побед, если же оба пилота ни разу не побеждали, то - по лучшему результату в "Гран-При" по ходу сезона).

К чести Уэббера стоит также сказать, что ему пришлось практически в одиночку бороться с пилотами Sauber. В то время как Хайнц-Харальд Френтцен и Ник Хайдфельд на пару набрали 19 очков, Уэббер один сумел набрать 17, и лишь одно очко команде принес перешедший в середине сезона из Minardi Джастин Уилсон, заменивший неудачно выступавшего Антонио Пиццонию.

Восьмое место заняла Toyota, в целом неплохо проведшая сезон (ее пилоты стали 13-м и 15-м в личном зачете), но так и не показавшая обещанной в начале года скорости и, к сожалению для своих болельщиков, надежности. Замыкает список команд набравших очки в сезоне некогда грозный для лидеров Jordan, впрочем и в этом сезоне Джанкарло Физикелла сумел однажды одержать победу, но этот результат скорее можно считать исключением из общего не слишком приятного для команды правила. Лишь одно очко принес в копилку Jordan Ральф Фирман (напомним, по слухам, именно его в этом году предпочел Эдди Джордан своему тезке Эдди Ирвайну).

Ну и, наконец, как ни печально, без очков вновь осталась команда Minardi. Несмотря на достаточно надежную машину, итальянская "конюшня" катастрофически нуждалась в скорости, а уход в середине сезона одного из двух основных пилотов, перспективного Джастина Уилсона, сделал и без того призрачные шансы команды набрать хотя бы одно очко вовсе невозможными.

Чем же порадовал нас сезон-2003? Обилием борьбы как в низу , так и на самом верху таблицы зачета пилотов; сразу три команды реально боролись за победу в Кубке конструкторов. Вот теперь можно уверенно сказать, что этот сезон многим отличается от предыдущего, что нововведения FIA пока оправдывают себя. Что будет дальше - сказать трудно, но есть основания полагать, что следующий сезон принесет не меньше радости любителям королевских автогонок.

Главное