Футбол, 20 мая 2003, 17:30

Предсезонные сборы в России: фантастика или реальность?

Вопрос недостаточного патриотизма у руководителей российских футбольных клубов поднимался не раз. Имеется в виду укоренившаяся привычка увозить свои команды лишь бы куда, но главное за пределы нашей страны.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС
Вопрос недостаточного патриотизма у руководителей российских футбольных клубов поднимался не раз. Имеется в виду укоренившаяся привычка увозить свои команды лишь бы куда, но главное за пределы нашей страны. Турция, Кипр, ОАЭ, Израиль, Испания – вот неполный список тех мест, которые приютили в межсезонье российские клубы. Отличные поля, высокий уровень сервиса в гостиницах – визитная карточка такого рода курортов. Вот и получается, что довольно большие денежные потоки уходят за рубеж, тогда как они вполне могли бы оставаться внутри страны.

При этом ситуация касается не только футбола. Представители многих других видов спорта часто находятся перед тяжелым выбором: где же провести сборы в межсезонье. Председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов провел не один час, работая над этой проблемой. Нельзя сказать, что она в последнее время как-то кардинально решается. Но и без продвижения вперед дело не обходится.

Большая часть территории нашей страны абсолютно не подходит для проведения сборов в межсезонье – по понятным причинам. Но и в России существуют места, где климат позволяет заниматься спортом на открытом воздухе. В частности, черноморское побережье Кавказа – просто-таки оазис отличной погоды.

В рамках пресс-тура, организованного для журналистов администрацией города Сочи с помощью туристического агентства "Релиз-Тур", в частности, поднимался вопрос о том, сможет ли в ближайшем будущем этот город составить конкуренцию Кипру с Турцией и привлекать наши футбольные команды на сборы зимой и ранней осенью. Как известно, курорт становится привлекательным для клубов, если он соответствует пяти условиям: хороший климат, качественные поля, неплохой сервис, разумные цены и наличие спарринг-партнеров.

За исключением последнего пункта Сочи обладает всем набором услуг. Вернее, будет обладать примерно через два года, когда будут достроены 8 полей с искусственным покрытием последнего поколения. По словам мэра Сочи Леонида Мостового, в городе уже есть два поля такого уровня. В отличие от травяных полей, они позволяют тренироваться хоть круглосуточно, что повышает их экономическую отдачу. Уровень сервиса, цены и климат города вполне могут поспорить со средиземноморскими. Номер в четырехзвездочном отеле (по меркам, к примеру, Турции он приравнивается к пятизвездочному) обойдется в 80-100 долларов. При групповом заселении, естественно, дешевле. Погода в Сочи не портится до марта, когда как раз и кончается межсезонье.

Остается одна проблема – наличие спаррринг-партнеров. Вот тут как раз вопрос может решиться с помощью активных действий городской администрации. Например, хорошей инициативой было бы найти инвесторов и организовать турнир с участием нескольких команд премьер-лиги и хорошим призовым фондом. Возможно, если сделать такой турнир традиционным, клубы постепенно привыкли бы к тому, что и на территории России зимой можно играть в футбол. Тем более, что та же Турция нынешней зимой отнюдь не порадовала гостей хорошей погодой: многие клубы были вынуждены отменить или сократить свои сборы из-за ураганных ветров и дождей.

Во всех этих рассуждениях остается одно "слабое звено". Очень многие футболисты не приучены играть на искусственных газонах и считают их травмоопасными. Недаром, к примеру, московский "Локомотив" выступал на Кубке Содружества дублирующим составом, а все клубы премьер-лиги не любят играть в гостях с "Торпедо" на искусственном поле "Лужников". Но футбол движется вперед, а значит, и эта проблема рано или поздно должна решиться. Недаром ФИФА уже разрешила проводить соревнования на искусственном покрытии. А вспоминая те "огороды", на которых проводятся первые туров 10 чемпионата России, понимаешь, что искусственные газоны – панацея для российского футбола.

Цели, в общем-то, ясны, задачи определены. Хотелось бы, чтобы три игрока на этом поле - клубы, администрация и инвесторы - пришли к согласию. Немаловажная роль принадлежит и государству. Политика Госкомспорта, направленная на усиление позиций российских курортов, пока недостаточно активна. А в Турции, к примеру, туризм – одна из привилегий государства. Рекламный бюджет турецких курортов, по некоторым оценкам, составляет 5 миллионов долларов в год. Есть к чему стремиться и нам.

Фото: Алексей Дружинин.

Главное