Шевалье Нусуев: тренер от Бога
Шевалье Нусуев – уникальный человек. К 32-м годам он стал преуспевающим бизнесменом, великим без преувеличения тренером, успел добиться успехов в спорте. Но не это главное. Шевалье – по-настоящему мудрый и при этом оригинальный человек с непохожими ни на кого суждениями о спорте, да и о жизни вообще. А для журналиста он – просто находка. Приятно брать интервью у человека, которому не надо задавать вопросов. Он сам все расскажет, успевай записывать. Наш разговор начался с тренерской деятельность Нусуева.
"Что такое хороший тренер? Это то же самое, что хороший учитель, который умеет не только научить ребенка читать и писать, но и доносит до него то, что труднее всего этому ребенку дается. Есть обыкновенные тренеры: они могу распределить нагрузку, научить каким-то техническим приемам, но они не умеют по-своему подходить к каждому спортсмену. А на самом деле нельзя с каждым спортсменом говорить на одном языке. Многие мои ученики стали олимпийскими чемпионами. Так вот, одним нравилось, когда я их завожу, им нужен стресс и противопоказан покой. А другие должны, наоборот, перед соревнованиями спокойно посидеть в углу и настроиться, сосредоточиться. У каждого спортсмена главное – инстинкт, а тренер должен уметь его разбудить. Инстинкт заставляет работать мозг, а мозг заставляет работать тело.
Часто спрашивают: а как же Шевалье удалось за 10 лет подготовить 20 олимпийских чемпионов, а у большинства не получается научить одного за 40 лет ? Ответ прост: тому, что дано Богом мне, нельзя научиться в книгах. Это как доктор Елизаров, который сначала лечил ногу раненому барашку с помощью палок, а потом – с помощью инстинкта понял, что то же самое можно делать и с человеком. А понимание инстинкта дается от Бога. Вот, к примеру, у меня есть двоюродный брат – известный на весь мир музыкант. И никто не знает, что мы с ним родственники. Я говорю о Юрии Башмете. Мы с ним похожи: ему Бог дал музыкальный талант, а мне способности работать с людьми.
Взять того же Михайлина (двукратный чемпион мира по дзюдо Александр Михайлин – Л.Э.) У него не срабатывает инстинкт, потому что он слишком нагружен и физически, и психологически. Пусть он всегда находится в форме, но инстинкт у него не работает. А когда не работает инстинкт, спортсмен проигрывает. Так случилось на Олимпиаде с Карелиным, он слишком перегрузился перед финалом, и его инстинкт не работал во время поединка с гораздо более слабым американцем.
Именно об этом инстинкте я говорил нашим боксерам на чемпионате мира в 1989 году. Мне было 19 лет, и это был исключительный случай в истории спорта, когда столь молодой тренер работал с будущими чемпионами мира. Я говорил: посмотрите на кубинских боксеров. Они никогда не выкладываются полностью и правильно делают. Ведь когда ты выкладываешься, ты перегружаешься, а тогда перестает работать инстинкт. Именно тогда я настраивал на финальный бой со знаменитым кубинцем Эспинозой нашего боксера Андрея Курнявку. "Он привык побеждать всех в первую минуту боя, - говорил я ему. – Ты попробуй, побегай от него раунд, и тогда он начнет нервничать, вкладывать в бой намного больше энергии. А значит, он начнет ошибаться и терять в пять раз больше сил. А со второго раунда начинай бить, даже если ты очень устанешь. Поверь: у Эспинозы сил останется гораздо меньше". Я убедил Андрея, и он стал чемпионом мира.
Вот в этом и состоит моя задача как тренера – психологически подготовить спортсмена к поединку. Если этого не делать, то все годы физической подготовки пойдут насмарку. Недостаточно просто качаться и бегать – надо думать головой, а для этого необходим тренер-психолог. Кроме этого, я помогаю спортсмену выбрать тактику на предстоящий бой. Это касается дзюдо, бокса, борьбы, фехтования – то есть единоборств, когда идет противостояние один на один. Важно уметь снять со спортсмена мандраж. Я каждый раз перед боем убеждаю ученика: сделай так, как я говорю. Проиграешь – буду виноват только я. И тогда они перестают нервничать: на них больше не лежит ответственности.
Как мне удалось стать тренером в 19 лет? Дело в том, что я очень рано повзрослел. Я не буду говорить, почему – об этом знают только мои близкие. Я был очень самостоятелен с самого детства и делал что хотел. Но мне было нужно зарабатывать себе на жизнь. Я выступал на татами сам – был членом сборной страны , - а в 16 лет уже тренировал детей. Именно тогда я постепенно понял то, о чем говорил ранее. На Кавказе вообще взрослеют раньше, да и борьба там развита как нигде в мире.
Кавказская борьба – уникальное явление. Древний вид борьбы, которым занимаются все мальчишки, проник в такие виды спорта, как сумо и дзюдо. Одень такого кавказского мальчишку в кимоно – и он почти готовый дзюдоист. Существует примерно десять приемов, которые грузинские дзюдоисты позаимствовали из национальной борьбы – и их тут же стали использовать законодатели мод – японцы, корейцы, французы.
Вообще, на Кавказе очень легко можно воспитывать чемпионов – в любом виде спорта. У нас в горах чистый воздух и чистое питание, а это – основа здоровья и физической силы. Просто так сложилось, что у нас развивается борьба – дань традиции и истории Кавказа. А стоит начать развивать что-нибудь другое, и у нас появятся чемпионы даже по хоккею и фигурному катанию. Это не парадокс: натуральные продукты и чистый горный воздух – это лучшая почва для подготовки чемпионов. Вот если бы у нас, как в Бразилии, кроме футбола, ничего не культивировалось – быть бы нам чемпионами мира и в футболе.
В Советском Союзе же был свой вид борьбы – самбо. Оно похоже на дзюдо, но самбо – более жесткая борьба, она направлена на изматывание противника и включает в себя больше болевых и удушающих приемов. Когда наши спортсмены стали встречаться с японцами, корейцами и т.д., оказалось, что наше самбо ничуть не уступает их дзюдо. И до развала Советского Союза наша страна была одной из ведущих в мире. 12 лет нам нечем было похвастаться, и вот вроде бы ситуация улучшается. Взять, к примеру, коммерческие турниры, тот же "Гран-при". Я не считаю, что когда спортсмены получают за свои победы нормальные деньги, это как-то разрушает идеологию дзюдо. Наоборот, это служит виду спорта в целом. Мы живем в XXI веке, и многое изменилось. Ведь несколько десятков лет назад никто не мог представить, что можно будет пользоваться телевизором с помощью пульта или что общаться будет можно через компьютер. Вот и дзюдо меняется, оно становится более сложным, но и более денежным".
Стоит добавить, что денежным российское дзюдо становится не без участия Шевалье Нусуева. Он не первый год вкладывает собственные средства в развитие этого вида спорта в России. Предстоящий "Гран-при" – один из примеров меценатской деятельности Шевалье.