"Формула-1": сезон, который придумали
Леонид Эдлин
Все любят жить в эпоху исторических событий, хотя далеко не все осознают свою причастность, когда поворотные моменты жизни человечества случаются на их глазах. Мы ждем, чтобы именно при нас случалось что-то такое, о чем поколения потомков будут вспоминать с замиранием сердца. Спорт – не исключение. Приятно, когда невиданные ранее рекорды становятся реальностью, когда происходят события, которые ранее никто бы не мог себе представить.
В таком мировоззрении кроется опасность. Когда наши ожидания не оправдываются, мы начинаем придумывать для себя героев. Когда по сути ничего сверхъестественного не происходит, мы изобретаем сенсации. А уж когда запланированные рекорды все-таки покоряются тем самым героям, то мы, журналисты, готовы раздуть из этого пламя почитания и поклонения.
Закончился формулический сезон. Все, что ни произошло за время 17-ти гонок, можно было с небольшой погрешностью предсказать заранее. Преимущество "Феррари" над другими болидами было очевидно еще в межсезонье. "Уильямс", "Макларен" и другие с важностью надували щеки и издавали оптимистические пресс-релизы об успешно проведенных тестах. "Скудерия" вела себя по-деловому и просто работала, а в пресс-релизах отражала реальное положение вещей. О преимуществе Шумахера как гонщика над остальными пилотами уж и говорить не стоит. "Солнечный мальчик" в этом сезоне доказал, что он уже даже не юноша, а умудренный опытом ветеран, по-прежнему обладающий мальчишеским задором и жаждой побед.
Перед началом сезона пишущая братия взахлеб анонсировала предстоящее соперничество производителей шин – "Мишлена" и "Бриджстоуна". В этих радужных прогнозах как-то потонули осторожные выкладки представителей "Уильямса" и "Бенеттона", которые предупреждали: пока "Мишлен" не сможет конкурировать со своими японскими коллегами. Так и вышло: "Бриджстоун" в меньшей степени зависит от погодных условий, что и дало конюшням, обутым в эту резину, преимущество в большинстве гонок. Так что французам еще работать и работать…
Рекорды. Приятно, черт побери, когда создаются легенды. 53 "Гран-при", 801 очко за карьеру, 123 очка за сезон – три высших достижения "Формулы-1" были переписаны Михаэлем Шумахером в этом году. Но позвольте, разве у кого-то были сомнения, что так оно и случится? Нет, такое количество гонок немец мог и не выиграть. Ну и пусть – рекорды были бы побиты в следующем сезоне. А значит, надо радоваться лишь тому, что три рекорда были побиты в течение одного года.
Теперь о новичках. Кто лучше: Монтойя или Райкконен? Вопрос, который до сих пор окончательно не решен. Мне это напоминает загадку, которую учащиеся начальной школы задают друг другу: кто сильнее, слон или кит. При этом дети на задаются вопросом, как эти млекопитающие могут встретиться, если они обитают в разных средах. Вот и Монтойя с Райкконеном обитают в разных средах, а точнее не сами пилоты, а их команды. Объединяет их одно: после громких успехов в младших сериях они показали достаточно невнятные результаты в "Формуле-1". Как можно назвать новичком года человека, который не финишировал в 9-ти гонках из 17-ти? Уж неважно, по каким причинам это произошло: механические неполадки "Уильямса" забудутся, а результаты войдут в историю. Да, стиль вождения настырного колумбийца понравился и специалистам, и болельщикам, но стиль стилем, а очки тоже надо набирать. Тем более, когда ты оседлал чуть ли не самого мощного скакуна во всем табуне. Вот с очками у Монтойи получилось не очень: всего шестое место в чемпионате пилотов с 31 очком. Слава богу, он сумел победить в Монце, а то и совсем вспомнить было бы нечего. Что касается Райкконена, то его 9 очков – тоже не суперрезультат. Партнер финна по "Зауберу" Ник Хайдфельд набрал больше. Но с другой стороны, чувствуется, что потенциал у Кими огромен. Это понял Рон Деннис и увел юное дарование из-под носа у Тодта с Монтедземоло. Так что кого бы не признали новичком года, это будет и не слишком заслуженно, но с другой стороны и очевидно. Не Юнга же с Энге награждать этим титулом!
Была в прошедшем сезоне одна вещь, которую никто особо и не ожидал. Состоялась очная дуэль между братьями Шумахерами. Во всяком случае, дуэль в том смысле, что они выиграли наибольшее количество гонок в сезоне, а в Монреале сделали своеобразный семейный дубль. Недаром после этого успеха Хаккинен в сердцах произнес: "Как нам всем повезло, что в "Формуле-1" нет трех Шумахеров". Так что главным открытием сезона я бы считал именно Ральфа, который пять лет ждал первой победы в "Гран-при", а тут выиграл сразу три гонки. Напомним, что такого результата в этом сезоне не смогли добиться ни Култхард, ни Хаккинен.
Трагедии. Нынешний сезон, как никогда был омрачен трагическими происшествиями и серьезными авариями. Первая же гонка года закончилась смертью австралийского стюарда Грэхема Бевериджа. Затем из жизни ушел Микеле Альборето, бывший гонщик "Формулы-1". Алессандро Занарди потерял обе ноги. Лючано Бурти после жуткой аварии оказался в больнице, а потом - за бортом "Гран-при". Вот уж такого развития событий в этом году никто ожидать не мог. Скорбим по погибшим и желаем скорейшего выздоровления пострадавшим.
Еще два достаточно грустных события ждало любителей "Формулы-1" в прошедшем сезоне. Во-первых, это отставка Жана Алези, который не нашел общего языка с руководством "Джордана" и обиделся сразу на весь автоспорт. Жаль, ведь Алези – это один из последних столпов эпохи Проста, Сенны и Мэнселла. Его уход – одно из свидетельств наступления эпохи Шумахера. А вот Мика Хаккинен утверждает, что просто берет перерыв. Вериться с трудом, честно говоря. Во-первых, Мика уже всего достиг: два чемпионских титула и мировое признание. Во-вторых, он уже вряд ли сможет получить место за рулем топ-команды, да и вообще, его сложно представить где-нибудь, кроме серебристого болида. Так что, к сожалению, приходится опасаться, что финна мы больше на трассах не увидим. Хотя желал бы ошибаться.
В общем, сезон оправдал надежды, которые на него возлагались. Но это означает только то, что он почти не принес сюрпризов, во всяком случае, приятных. Сезон был придуман заранее, причем с подробностями. Что, безусловно, не умаляет его исторического значения.