Чем закончилась история с мельдонием
Кажется, Россия тонет в допинге: история с легкоатлетами в многосерийном фильме ARD (под вопросом участие команды на Играх-2016), эпопея с мельдонием и свежие обвинения экс-главы московского Антидопингового центра Григория Родченкова в The New York Times
Если вы уже безнадежно запутались, то давайте восстановим в памяти хотя бы самое громкое — мельдониевое — дело этой весны. В нем пострадали многие звезды российского спорта.
Когда все началось?
7 марта 2016 года. Тогда попалась фигуристка Екатерина Боброва. Название запрещенного препарата — мельдоний — еще не гремело на всю страну, да и сама новость большого ажиотажа не вызвала.
Только на следующий день, когда одновременно с новостями о Кулижникове, Елистратове и других героях русского спорта этот препарат начали сметать в аптеках, вспомнился велосипедист Эдуард Ворганов, у которого, оказывается, мельдоний обнаружили за месяц до потерь Бобровой и Шараповой.
Первая реакция России
Министр спорт Виталий Мутко повторял: «Это не система». Госдума собралась на экстренное совещание, а министр иностранных дел Лавров обвинил WADA в двойных стандартах, и весь этот бедлам продолжался, пока президент призвал не политизировать ситуацию, а реагировать на новшества WADA.
Реакция WADA
Сдержанно, причем с каждой неделей риторика становилась все более примирительной. Мельдоний стал допингом с 1 января, но, похоже, даже в WADA не ожидали такой лавины положительных случаев от топ-спортсменов из России.
Поначалу представители WADA опровергали слова изобретателя мельдония, что препарат не дает никакого преимущества, но позже выяснилось, что полноценного исследования по мельдонию не проводилось, а период его выведения из организма может составлять несколько месяцев.
Почему WADA внесло поправки?
Компромиссное решение WADA о минимально допустимой концентрации мельдония в организме (не более 1 микрограмма) до 1 марта — беспрецедентная уступка, которой, пожалуй, еще не было.
Фактическая амнистия стала возможной именно
Сколько россиян попалось на мельдонии? И сколько нет?
29.
Еще несколько раз приходилось «прятаться» от допинговых проверок — юниорская сборная по хоккею и мужская по керлингу полностью изменили составы перед чемпионатом мира, а волейбольные клубы «Газпром-Югра» и «Динамо» Краснодар провели еврокубковые финалы полурезервом.
Кого уже реабилитировали?
Екатерина Боброва, фигурное катание
Как оправдывалась: «Да, я принимала этот препарат по рекомендации врачей, когда он был в числе разрешенных. Но после новых инструкций WADA, с ноября, милдронат из моей аптечки исчез навсегда. Я перестала его принимать за полтора месяца до чемпионата Европы в Братиславе.
Но цифра в письме с уведомлением о количестве запрещенной субстанции в моей пробе оказалась гигантской! Такая доза милдроната могла попасть в организм не ранее чем за сутки до тестирования. В Братиславе, когда я пришла на процедуру, шприцы уже были наполнены лекарством, но мне, если честно, даже не пришло в голову акцентировать на этом внимание: я знала, что доктор очень торопится».
Чем закончилось: «Рада поделиться информацией, что ISU снял с меня временную дисквалификацию. Но мы хотим получить максимально подробные комментарии от ISU по всем вопросам, так что итоговой информацией поделюсь, когда будет окончательное решение на руках!»
Семен Елистратов, Павел Кулижников, Екатерина Константинова, шорт-трек
Как оправдывались: устами президента Союза конькобежцев России Алексея Кравцова: «У нас есть данные по поводу умышленного подброса запрещенного препарата другими сборниками, которых мы постараемся установить. Есть некоторые подозрительные факты. В случае с Елистратовым положительный допинг-тест был во время чемпионата Европы в Сочи. Накануне, когда он выиграл одну дистанцию, а на другой был вторым, он тоже сдал допинг-тест, он был отрицательный. Аналогичная ситуация с Кулижниковым».
Чем закончилось: «В нашем случае все спортсмены должны попасть под амнистию по количеству вещества в допинг-пробе, оно допустимо. Но они, как мы заявляли ранее, и так были невиновны. Новости, конечно, хорошие, но осадок есть».
Александр Маркин, волейбол
Как оправдывался: «Я применял мельдоний с 3 по 13 декабря —
Чем закончилось: «В пробе волейболиста Маркина обнаружено 300 нанограмм (0,3 микрограмма) мельдония. Это допустимая норма» (Александр Яременко, генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола).
Павел Куликов, скелетон
Как оправдывался: «1 июня 2015 года препарат «Мельфор» (мельдоний) в количестве двух коробочек по 40 капсул по 250 мг каждая мне был выдан врачом сборной России по скелетону Анной Вычик. В то время этот препарат был разрешен к употреблению и применялся для укрепления сердечной мышцы. Я по совету врача употребил около 20 капсул по 250 мг в период июнь — начало августа 2015 года. В начале августа Вычик объявила, что препарат «Мельфор» запрещен к употреблению с 1 января 2016 года. После этого препарат я не употреблял».
Чем закончилось: благополучно.
Надежда Сергеева, бобслей
Как оправдывалась: «Я просто шокирована этим известием, потому что действительно принимала курсы этого препарата в конце года, строго по рецептам врачей ФМБА и врачей-кардиологов. Безусловно, и врачи, прописывавшие мне милдронат, и я сама были на 100 процентов уверены, что он выводится из организма за пару-тройку дней, и к 1 января я буду совершенно чиста».
Чем закончилось: благополучно.
Надежда Котлярова (на фото), Ольга Вовк, Гульшат Фазлетдинова и Андрей Минжулин, легкая атлетика
Как оправдывались: «Когда пришло уведомление, мы были очень удивлены, потому что нас приблизительно как год предупреждали о запрете, ну и концентрация препарата, которая найдена, маленькая, всего 25 нанограмм. Я закончила применять этот препарат задолго до того, как он был запрещен. Считаю себя невиновной, мы жертвы обстоятельств. Очень жаль, потому что олимпийский год, и вот так выбивают людей из колеи. Мы уже подали запрос на вскрытие пробы Б, не знаю, что там будет, но надо идти до конца, и сомнений в себе нет, будем делать все шаги». (Надежда Котлярова)
Чем закончилось: благополучно.
Павел Якушевский, Анастасия Чулкова (велотрек)
Как оправдывались: «В бумаге указана цифра, исчисляющаяся в десятках нанограмм — насколько я понимаю, это
Потом начал сопоставлять факты, интересоваться концентрацией. Услышал, что не один я такой — есть масса аналогичных случаев в других видах. И все спортсмены в один голос утверждают, что милдронат не употребляют с осени. Думаю, что и у них, и у меня были обнаружены остаточные проявления». (Павел Якушевский)
Чем закончилось: благополучно.
Алексей Бугайчук, водное поло
Как оправдывался: «В моей пробе, взятой 18 января, обнаружили следы мельдония. Это было во время чемпионата Европы в Белграде. Узнал я об этом две недели назад и испытал настоящий шок. Я всегда был и буду за чистый спорт, никогда не употреблял ничего запрещенного. Содержание препарата было минимальное! После этого я сдавал еще две допинг-пробы. Результаты обоих тестов — отрицательные. Это доказывает, что в январе у меня было совершенно мизерное количество мельдония — если буквально через 20 дней в моем организме от него не осталось ни следа. Препарат я прекратил принимать в начале октября, когда врачи команды объявили, что мельдоний внесен в список запрещенных препаратов».
Кроме того, временное отстранение от соревнований официально было снято с биатлониста Эдуарда Латыпова, борцов Евгения Салеева и Сергея Семенова, гимнаста Николай Куксенков, регбистки Алены Михальцовой, дзюдоистов Михаила Пуляева, Дениса Ярцева, Екатерины васильковой и Натальи Кондратьевой и лыжника Кирилла Вичужанина.
Чем закончилось: благополучно.
Почему до сих пор отстранены Шарапова и Ефимова?
Ситуации разные. У Ефимовой концентрация мельдония в пробе имела допустимое значение, но Международная федерация плавания (FINA) не решилась снять с нее отстранение до слушания на антидопинговом комитете, которое назначено на 30 мая. Возможно, отказ FINA сразу снять отстранение с Ефимовой (на что федерация имела абсолютное право) связан с тем что Ефимова уже имела допинговую дисквалификацию, хотя в случае с Кулижниковым для Международной федерации конькобежцев это преградой не стало.
У Шараповой положение хуже — концентрация мельдония в ее пробе выше нормы, да и сама Мария призналась, что употребляла препарат уже после его запрета. Адвокаты Шараповой трудятся на износ, но избежать дисквалификации скорее всего не удастся даже с их помощью — разве что максимально ее сократить.
Кроме Шараповой и Ефимовой есть еще пара пострадавших.
Боксер Игорь Михалкин получил двухлетнюю дисквалификацию и потерял чемпионский титул, а велосипедист Эдуард Ворганов хоть и дождался амнистии от Международного союза велосипедистов, уже лишился контракта с «Катюшей».
Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Григорий Сысоев, Владимир Астапкович, Илья Питалев, Владимир Трефилов; Gettyimages.ru/Kevin C. Cox