Футбол, 18 апр 2016, 11:32

Как в 29 лет бросить футбол и стать иконой стиля

Владислав Воронин — о Хидетоси Накате, который теперь производит саке и принципиально не пользуется смартфонами
Читать в полной версии

Хидетоси Накате было всего двадцать девять, когда он понял, что футбол окончательно достал. Главное увлечение трансформировалось в будничное отстраненное пинание мяча за деньги, и это расстраивало сильнее всего. «Я мог бы играть и дальше, но приходилось бы себя заставлять. Мое правило: жить надо в удовольствие и делать только то, от чего ты реально загораешься. В команде важно чувствовать себя как в семье, а не как в надоевшем офисе», — рассказывал Наката.

Он выплеснул последние эмоции на ЧМ-2006, где сборная Японии промучилась три матча, став последней в группе, и сразу отправился в длительное путешествие. Новыми эмоциями и впечатлениями Хидетоси пропитывался два года: наблюдал за сезонной миграцией гну в северной Танзании, пинал мяч с детьми на пыльных африканских равнинах, любовался северным сиянием, был даже в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Туркмении — в целом получилось свыше 100 стран. «Я ездил по миру, чтобы понять, что вообще есть вокруг, ведь когда играешь, видишь только самолеты и отели», — объяснял Хидетоси.

Все это время Наката практически не работал — хватало накопленного. Только раз в пару месяцев, в перерывах между перелетами, он снимался для обложек журналов и брендов одежды. На азиатском рынке Хидетоси и по окончании карьеры оставался главной целью маркетологов: за несколько лет никто не сравнился с ним не только по трансферной стоимости (больше 20 млн евро при переходе в «Парму»), но и по известности. То, что Наката был в полном порядке даже для Европы, лучше всего подчеркнул великий ролик Nike «The Secret Tournament», снятый Терри Гиллиамом накануне ЧМ-2002. Там японец играл в клетке в компании Роналдо, Роналдиньо, Луиша Фигу, Тьерри Анри, Роберто Карлоса, Эрика Кантона и других достойных мужчин, имена которых заставят прослезиться любого человека старше 18 лет.

«Он азиатский Дэвид Бекхэм, потому что одинаково нравится всем — молодым и пожилым, мужчинам, женщинам и детям. Он настоящая икона стиля — очень элегантный, воспитанный», — говорил Мелвин Чуа, организатор модных показов, выставок, вечеринок и презентаций брендов.

Портфолио Накаты и правда ничуть не слабее, чем у Криштиану Роналду — все те же обложки GQ, фотосессия для Esquire, съемка для статусного магазина Mr Porter и даже работа приглашенным редактором в мужском журнале Monocle, где он рецензировал пару немецких отелей и баров. Уже потом Наката рекламировал коллекцию нижнего белья Calvin Klein.

Это как раз история страсти, о которой говорил Наката при уходе из футбола. Стиль Хидетоси начинался с вызова и вычурности (сильно осветлил волосы до соломенно-рыжего цвета на ЧМ-1998, чтобы выделиться перед европейскими скаутами), пережил фанатичное увлечение трендами («Я смотрел все коллекции и хотел быть именно модным»), а в итоге пришел к гармонии: «Сейчас я понимаю, что стиль — это умение выглядеть элегантно. Я ни за кем не повторяю, одежда стала настоящей частью моей жизни, правильно одеться — это такая же необходимость, как поесть или помыться. Но к этому надо прийти».

Первое правило Накаты: не покупать вещи с большими логотипами и кричащими названиями, идеально — чтобы бренд не упоминался совсем. Второе: всегда брать с собой пиджак. Даже если на улице +35 и ни намека на вечернюю прохладу, Наката настоятельно советует прихватить его хотя бы в качестве бумажника: «Если положить вещи в карманы брюк, все будет торчать, и это ужасно. Вы можете не надевать пиджак, а просто нести его в руках, закинув все вещи во внутренние карманы. Кроме того, никогда не знаешь, кого встретишь на улице, так что надо выглядеть хорошо в любой ситуации».

В каждой стране Накату забрасывали вопросами по двум темам — футбол и Япония. Практически для всех японская культура остается таинственной и неизведанной, но бывший футболист не мог рассказать что-либо интересное: «Да, это моя родная страна, но я знал о ней очень мало. Когда я в сотый раз не смог ничего рассказать, понял, что пора узнавать Японию».

С 2009 по 2015 год Хидетоси без спешки изучил все 47 японских префектур: он посещал мастерские, дома ремесленников, фермы, винокурни, в которых делают саке, храмы, замки, рестораны и так далее. «Конечно, я не думал, что это растянется на шесть с половиной лет, рассчитывал уложиться в полгода, — признавался Наката. — Но сейчас мне мало даже трех недель в префектуре Аомори. Для познания Японии просто нет конечной точки».

На основе этой углубленной поездки запустилась полноценная телевизионная карьера: Наката ездит по провинциям и снимает документальные фильмы о ремесленниках — например, о семье, уже пятнадцать поколений которой делают керамические изделия по древней технологии. Но это не главное, поскольку шестилетний тур сделал Накату едва ли не самым ярким послом японской культуры на Западе.

Сначала бывший футболист открыл фонд, организующий выставки народного творчества и продвигаюший керамику, изделия из бамбука и так далее. Потом Хидетоси страшно увлекся производством саке и создал собственную марку. Перед выходом на рынок традиционного алкоголя он посетил 250 винокурен из 1300, работающих в Японии, и провел десятки сложных переговоров с людьми, которые поначалу совсем ему не доверяли: «В этой индустрии невероятно мощная сила традиций, тут работают только лицом к лицу. Если будешь писать имэйлы или звонить, с тобой не будут иметь никаких дел. Так что я в разъездах по 20 дней в месяц».

Наката подружился с мастером саке Акитсуной Такаги, который руководит семейной винокурней, работающей с 1615 года. Первая партия под маркой «N» появилась в 2013 году, при этом Хидетоси не собирается выходить на огромные мощности — достаточно производить всего 1000 бутылок в год.

Напиток выпускается в минималистичных черных бутылках без яркой этикетки и логотипа — здесь у Накаты действует то же правило сдержанности, что и в одежде. При этом вы не найдете ни одной такой бутылки в Японии, так как саке бывшего футболиста продается только в десяти зарубежных странах, включая Францию, Южную Корею, Индонезию и Сингапур. Бутылка объемом 750 мл оценивается в 2–3 тысячи долларов и включена в меню нескольких ресторанов премиум-сегмента.

«Сейчас мир стремится ко всему быстрому, простому и более дешевому. Это легко объяснить, но надо знать меру, потому что в этой суете можно потерять культуру комфортной жизни, культуру потребления качественных вещей. Нужен баланс. Благодаря известности своего имени я могу привлечь внимание людей к саке. Вы, конечно, можете отправить самих производителей для продвижения, но люди вряд ли обратят на них какое-либо внимание, это правда жизни», — отмечает Наката.

По его словам, сейчас в Японии резко растет рынок пива, винокурен становится все меньше, а молодое поколение практически ничего не знает о саке и больше интересуется вином. Потенциал напитка за границей даже выше, потому что люди стали ценить японские продукты из-за популярности азиатских ресторанов. Росту продаж саке мешает только недостаток информации, уверен Наката.

Чтобы спровоцировать усиление спроса, Хидетоси создал «гугл для саке» — мобильное приложение Sakenomy, в котором есть базовая информация о выборе и употреблении напитка, а также данные о более чем шести тысячах марок. Достаточно сфотографировать бутылку — система распознает производителя и выдаст всю информацию на итальянском, английском и японском языках: крепость, ингредиенты, оттенки вкуса, соотношение с вашими предпочтениями, с чем лучше пить.

Хотя Наката и понимает, как удобны такие приложения, сам он все равно не пользуется смартфоном — для звонков и смс есть обычная кнопочная Nokia 3720. «Смартфоны делают людей глупее. Они слишком полезные и удобные, поэтому делают вас неумелыми, бесполезными. Если смартфон может быть лучше вас, как вам дальше использовать свои способности? Зачем тогда быть собой?» — философствует Хидетоси.

 

В ближайшее время Наката планирует создать новые бокалы для саке — должно получиться что-то среднее между стаканом под бренди и бокалом для белого вина. Среди более долгосрочных планов — производство игристого саке, более легкого и менее крепкого (около семи градусов). Кроме того, уже сейчас японец занимается рестораном KOKO в Гонконге, где раз в два месяца проводятся дегустации около 30 видов саке. Особенность заведения в том, что там нельзя забронировать столик — даже самым статусным гостям иногда приходится стоять в очереди.

Так что по футболу Наката совсем не скучает.

«Мне нравится футбол, но «любовь» тут будет слишком сильным словом. Я никогда не был фанатом футбола, не смотрел игры по телевизору, не хранил записи и все такое. Я и сейчас не смотрю матчи, и ничего не изменится, когда я завершу карьеру, — признался Хидетоси весной 2006-го. — Если честно, я вообще не понимаю, почему люди становятся футбольными болельщиками. Не люблю смотреть спорт. Мне гораздо больше хочется играть, создавать что-то самостоятельно, чем наблюдать за другими».

Спустя десять лет после ухода Накаты из футбола очевидно: его история — идеальный пример того, как можно можно делать только то, что нравится, и при этом не облажаться.

Фото: mrporter.com; instagram.com/nakata_hidetoshi

Главное