Биатлон, 07 мар 2016, 13:13

0 медалей в 5 гонках чемпионата мира: как это понимать?

Вячеслав Самбур и Павел Копачев – о том, почему русский биатлон не учится на своих же ошибках.
Читать в полной версии
Фото: Globallookpress.com

На чемпионате мира-2016 по биатлону в Холменколлене много героев.

Уле Эйнар Бьорндален в свои ветеранские годы умело варьирует формой и берет уже два серебра.

Мартен Фуркад божественно отпахал весь сезон и взял в Норвегии три золота из трех. И явно на этом не остановится.

Тириль Экхофф выиграла на родине вторую большую гонку в карьере. Зато такую важную.

Лауру Дальмайер по таланту сравнивают с Нойнер. И когда-то – о, чудо – эту самую Лауру по юниоркам обыгрывала Ольга Подчуфарова.

Но это было тогда, что уже никто не помнит, а сейчас...

Сейчас герои кто угодно, но не мы.

Говорят, по привычке.

Хотя, может, мы заблуждаемся и нет никакой «привычки»? Может, так проще заслонить проблемы – в подготовке резерва, методиках, селекции, выборе тренеров etc? Мол, не было у нас в последние годы россыпи медалей – и откуда вдруг взяться им сейчас?

***

Между тем стартовый отрезок чемпионата мира (а это 4 дня) сборная России прожила неловко, некрасиво, почти без светлых воспоминаний и без единого появления на Medal Plaza в центре Осло.

0 наград за первую неделю: в последний раз такое случалось пять лет назад, а до этого – вообще в XX веке. Вот почему невозмутимость, с которой пробуксовку называют типичной, все-таки наиграна.

Нервное, угрюмое, робкое начало – да, это действительно про нас. Взять хотя бы обоих лидеров, тех, кому в Осло положено пугать, а не пугаться.

1) Антон Шипулин перегорел (хотя это странно для биатлониста, за плечами которого 2 Олимпиады и 4 ЧМ) – «много думал, много хотел, много ждал».

У него нет соседа по номеру – времени ждать и думать достаточно. От лишних мыслей на старте ЧМ не спасли ни опыт, ни спортивный интеллект, с которым у Антона полный порядок. Воспитательная работа (как сегодня выразилось руководство) запоздала.

Итог: при отличной форме половина турнира уже в пролете.

Фото Globallookpress

2) Ольга Подчуфарова в предстартовые недели толком и не зажигалась. Скорее, тлела еще с января. За яркий этап в Антхольце пришлось отплатить здоровьем, сном и легкостью. Месяц спустя главный тренер наконец-то готов признать: февральский бросок Ольги в Северную Америку оказался ошибкой.

Но сразу вслед за признанием – оговорка: Подчуфарову все равно хватает на один старт. И хочется додумать: то есть в Америку хоть летай, хоть не летай – накроет быстро, еще и снегом присыплет? И ничего не изменить?

Это только истории самых классных, надежных русских биатлонистов.

«Караул» Александра Тихонова (которого нет в Осло) – возможно, не самая точная, но самая искренняя оценка того, что творится с командой. Для Тихонова, который, несмотря на должность, далек от реального управления, это сюрприз.

Тренеры стараются прятать растерянность – не получается: но ведь на сборе/тренировке/собрании все было прекрасно, но ведь моделировали, но ведь биохимия…

Каждый новый чемпионат для сборной России и, что совсем печально, для тренеров – каскад открытий.

Оказывается, биохимия может обмануть.

Оказывается, контрольные тренировки не показательны.

Оказывается, упрямство в некоторых решениях было напрасным.

Оказывается, к кому-то нужно полностью менять подход.

Оказывается, резкий переход с сибирского снега на скандинавский – это проблема.

Оказывается, психологией нужно плотно заниматься – даже с самыми заслуженными, даже если они не просят. Значит, потоньше, поискуснее.

Все это и есть работа – то, что обязаны делать тренеры и руководство, которое этих тренеров назначает и априори ответственно за результат.

То, что переворачивает ситуацию. То, что переламывает тенденции.

Ну неужели кто-то всерьез считает очередное тухлое начало просто традицией?

***

 

Русский биатлон быстро набрал теле- и интернет-рейтинги, но застрял в прошлом, апеллируя к «школе» и советским методикам. Но эти методики уже устарели. Да и «школа» – понятие, скорее, условное.

Мы давно не умеем добиваться результата. Особенно после ужесточенного контроля Всемирного антидопингового агентства (WADA).

Мы забыли, как правильно подводиться к большим турнирам (привет, этап в Антхольце и чемпионат «государственной важности» Европы).

Мы слишком многого ждем от иностранцев – тогда Пихлера, а сейчас Гросса.

Но главная проблема – в нас же самих. Русскому биатлону отчаянно не хватает мощной фигуры, которая бы всехобъединила, а не работала на полставки. Которая была бы авторитетной для всех регионов, а не зависела от одного. Наконец, которая была бы современной.

Прошел год после неудачи в Контиолахти (2 медали в 11 гонках). И выяснилось, что мы ничему не научились.

P.S. Перечитайте текст «Почему я не буду звонить Домрачевой и Фуркаду?» – он до сих пор, увы, не потерял актуальности.

Главное