«Дамы знают, о чем я». Теннис опять скандалит
Что произошло?
В воскресенье директор турнира в Индиан-Уэллсе Рэймонд Мур — 69-летний южноафриканец, двукратный четвертьфиналист «Шлемов» и один из людей, стоявших у истоков современного ATP-тура, — взорвал спортивный мир своими пренебрежительными комментариями в адрес женского тенниса:
«В следующей жизни я хотел бы быть кем-нибудь из WTA, потому что они просто выезжают на успехе мужчин. Сами они ничего не решают. Им просто повезло. Крупно-крупно-крупно повезло.
Если бы я был теннисисткой, я бы каждый вечер падал на колени и благодарил бога за Роджера Федерера и Рафаэля Надаля, потому что это они сделали теннис тем спортом, каким он является сейчас».
Заявление было сделано Муром на так называемом медиазавтраке — ежегодной неформальной встрече турнирного директора с журналистами в завершающий день соревнований. Повестка дня этих мероприятий как правило не самая волнующая (спонсорские соглашения, планы по модернизации стадионов и т. п.) — так что, по всей видимости, своими словами Мур хотел немного оживить диалог.
В результате он оживил весь теннисный дискурс. В течение дня Серена Уильямс напомнила, что ни один мужчина не играл в прошлогоднем женском финале US Open, билеты на который были распроданы раньше, чем на мужской (справедливости ради, после того как определился состав этого финала, билеты скидывали по $60); Виктория Азаренко резонно заметила, что каждый человек на планете был рожден женщиной; одна из основательниц WTA Билли Джин Кинг назвала слова Мура «неправильными во всех отношениях», а Мартина Навратилова предположила, что турниру стоит ждать новых бойкотов, если Мур останется его главой.
Президент WTA (и бывший директор Индиан-Уэллса, которого Мур сменил) Стив Саймон назвал высказывания своего преемника нарушением кодекса WTA и пригрозил дисциплинарными взысканиями. Их, однако, не потребовалось: Мур принес извинения и ко всеобщему облегчению ушел со своего поста.
При чем тут деньги?
Финансовый вопрос, неизменно встающий при противопоставлении мужского и женского тенниса, обострился не сразу. Владелец турнира в Индиан-Уэллсе Ларри Эллисон, сообщая об отставке Рэймонда Мура, заметил лишь вскользь:
«…И могу с гордостью сказать, что уже десять лет наш турнир и другие крупнейшие соревнования платят женщинам и мужчинам одинаково».
Денежную тему внезапно развил Новак Джокович после своей победы на турнире:
«Женщины достойны уважения и восхищения за то, что они делают. Равенство призовых является в теннисном мире главной темой последние семь-восемь лет. Я знаю, как много энергии сторонники равенства вложили в то, чтобы добиться его. И я считаю, что они молодцы. Правда. Они боролись за то, чего заслуживали, и получили это.
Вместе с тем я считаю, что и мужской теннис должен бороться за большее, потому что статистика показывает, что на мужских матчах зрителей больше. Я думаю, одно из оснований для того, чтобы мы получали больше. Хотя я не жалуюсь.
Женщины должны бороться за то, чего они, по их мнению, заслуживают, а мы — за то, чего заслуживаем мы. О том, кто привлекает больше внимания, кто продает больше билетов, существуют данные, на основании которых и следует распределять призовые».
Фото Globallookpress.com
Под прессингом репортеров Джокович заговорился настолько, что восхитился женщинами за их борьбу с гормонами («Им приходится переживать много вещей, с которыми мы не сталкиваемся. Гормоны и все такое — не будем вдаваться в детали. Дамы знают, о чем я»), и закончил выступление весьма нелепыми словами: «Я большой сторонник женщин».
Джокович распахнул один из главных теннисных шкафов со скелетами — возобновил спор о «справедливом распределении» призовых между полами, невольно высказавшись от лица всех своих коллег по ATP — против равенства. В итоге недоразумение, которое могло закончиться с увольнением Рэя Мура, превратилось в полноценный скандал, как это, увы, свойственно теннису в 2016-м. Серена Уильямс включила в разговор гипотетическую дочь Джоковича; «феминист» Энди Маррей сравнил популярность Серены и активиста ATP Сергея Стаховского; жадный до внимания Стаховский внезапно обратился к особенностям элитного юридического образования в США; Билли Джин Кинг и Крис Эверт устроили в Майами вечер воспоминаний и культурологических наблюдений, завершившийся мирными переговорами с Джоковичем, к тому моменту уже извинившемуся за свои слова в фейсбуке.
Так как в теннисе распределяются деньги?
Фото Globallookpress.com
Мужчины зарабатывают больше. Как на большинстве отдельно взятых турниров, так и в масштабах всего профессионального календаря призовые в мужском теннисе выше. Так, общий призовой фонд Женской теннисной ассоциации в прошлом году, по данным ESPN, составил $130 млн, а мужской — $186 млн. И если представители элиты женского и мужского туров зарабатывают сопоставимые деньги, то среди игроков попроще разница гораздо более ощутимая.
Между тем так происходит по причинам совершенно не сексистским. ATP и WTA, управляющие соответственно мужскими и женскими турнирами, — это независимые друг от друга организации, у каждой из которых свои доходы. Финансовая ситуация в ATP лучше — вот они и могут позволить себе платить своим игрокам больше. То есть благополучие игрока во многом обусловлено благополучием его ассоциации, а исторически сложилось так, что мужская и женская ассоциации в теннисе работают отдельно друг от друга. Отсюда и неравные доходы.
Почему тогда теннис считается флагманом равноправия в спорте?
Потому что на главных теннисных турнирах планеты — «Больших шлемах» и в нескольких других ключевых точках, где выступают и мужчины, и женщины — призовые одинаковые. В отношении этих соревнований тезис о раздельных кошельках ATP и WTA не работает, потому что «Шлемы» устанавливают свои фонды независимо от них, а в Индиан-Уэллсе, Майами и Мадриде идею финансового равенства поддерживают хозяева турниров, компенсирующие разницу.
Фото Globallookpress.com
Может показаться, что семи турниров в 11-месячном теннисном календаре недостаточно, чтобы считать теннис оплотом спортивного равенства: в оставшееся время на любом рядовом турнире ATP (категории 250) все равно разыгрывается вдвое больше денег, чем на аналогичном турнире WTA (категории International).
Но это как посмотреть.
Кто за тотальное равенство призовых?
Фото Globallookpress.com
WTA, теннисистки и те, кто считает гендерное неравенство пережитком прошлого, а символическое значение равных призовых ставит выше технических деталей, понимая под равноправием не идентичность производимых продуктов (естественно, мужской и женский теннис разные), а их равноценность (но это не значит, что одни работают меньше других или достойны меньшего поощрения за достижения одного порядка). Например, Роджер Федерер:
«Равенство призовых — это хорошо. Я считаю, споры на эту тему себя уже давно изжили. Я в курсе, что сейчас их опять завели, но лично для меня все предельно ясно».
Кто против?
В общем — те, кто разграничивает мужской и женский теннис. В частности — те, кто считает, что мужской теннис лучше женского, а значит, дороже. В качестве аргументов они приводят то, что мужские матчи длятся дольше (особенно на «Шлемах», где мужчины играют в пятисетовом формате), продают билеты дороже и больше и собирают бóльшую аудиторию трансляций.
Особенно популярно среди противников равенства (которых в ATP, говорят, большинство) сравнение тенниса со свободным рынком, где цена продукта устанавливается на основании спроса и предложения: при равном предложении спрос на мужской теннис выше, то есть стоить он должен больше.
Сторонники этой модели с готовностью признают, что она работает и в обратную сторону: то есть если женский теннис станет популярнее мужского, он должен будет стать более высокооплачиваемым. Как именно организовать измерения популярности и конвертировать их результаты в призовые, обычно не говорится.
Что теперь будет?
Фото Globallookpress.com
Резких перемен ждать не стоит. Понимание ситуации на днях продемонстрировал сторонник равенства Энди Маррей, сказавший: «Думаю, однажды призовые все же уравняются».
Только, чтобы это произошло, уйти должен не один Рэймонд Мур.