Самый безумный клуб Китая: €78 млн за Тейшейру и Рамиреса
Откуда взялся «Цзянсу Сунин»?
Клуб еще в 1950-х создали власти провинции Цзянсу, но команда никого не интересовала и вечно страдала. 20 лет назад у нее не было денег даже на стирку формы, а с 1995-го по 2008-й она безвылазно сидела во втором дивизионе, периодически напоминая о себе скандалами с договорными матчами. Лучшее достижение — серебро чемпионата-2012 и победа в Кубке Китая-2015. В остальное время было либо вялое трепыхание в середине таблицы, либо борьба за выживание.
Владельцы у «Цзянсу» менялись не один раз — деньги давали то региональные власти, то табачные компании. В нынешнем виде клуб запустился только в декабре, когда его акции выкупил крупнейший китайский ретейлер в области электроники Suning Commerce. Сделка оценивается в 523 млн юаней (около $80 млн).
Что это за владелец? Зачем им столько тратить?
У Suning Commerce — более 1600 магазинов по всему Китаю и 180 тыс. сотрудников. Рыночная стоимость компании составляет $17,8 млрд и в ближайшее время должна только увеличиться
Приобретение «Цзянсу» четко вписывается в новую маркетинговую стратегию Suning, разработанную вместе с интернет-гигантом Alibaba, который в августе купил 20% акций компании за $4,6 млрд. Как отметили представители Suning, футбольный клуб — важный элемент модели «Интернет + спорт», с помощью которой легче добраться до молодых покупателей.
«Мы будем увеличивать инвестиции в развитие клуба и строительство команды, будем учиться у топовых команд всему — от научного подхода к тренировкам до тимбилдига. Хотим построить лучший клуб Азии», — сказал президент «Цзянсу Сунин» Чжан Цзиньдун. Также он признался, что любит немецкий футбол.
Что еще есть у Suning?
Suning — крупнейший акционер популярного китайского видеосервиса PPTV, в 2013 году компания вложила в него$ 250 млн. С тех пор на сайте PPTV транслируют чемпионат Испании (€250 млн за пять лет), английскую премьер-лигу ($11 млн за сезон) и Лигу чемпионов. В день видеосервисом пользуются до 70 млн человек.
Кроме того, Suning стала первым китайским спонсором «Барселоны». Компания открывает тренировочные площадки по всей стране, а самых талантливых детей на несколько дней отправляет в Каталонию.
Почему «Цзянсу Сунин» так агрессивен на трансферном рынке?
В прошлом сезоне команда Дана Петреску стала в чемпионате Китая только десятой, и состав у нее был, мягко говоря, так себе: главной звездой «Цзянсу»-2015 можно считать Саммира, бразильца с хорватским паспортом. С приходом мощного спонсора появились новые деньги и задачи, поэтому пришлось скупать более сильных игроков.
Зачем тратить так много и сразу бежать на европейский рынок? Усилиться дома просто невозможно
У каждого более-менее умелого китайского футболиста — контракт на четыре или пять лет и большая зарплата, так что переманить игрока уровня сборной крайне сложно. Именно этим, а не уровнем коррупции и воровства, объясняются странные суммы на внутреннем рынке — например, клуб первого дивизиона «Тяньцзинь Суньцзян» потратил на двух китайцев около €18 млн.
Так что при более детальном рассмотрении €28 млн за Рамиреса и €50 млн за Алекса Тейшеру можно хоть
Что сказал Петреску?
«Это будет настоящее чудо, если мы финишируем в чемпионате в топ-4. Что касается Алекса Тейшейры, то думаю, что мы заплатили слишком много. Мы могли купить больше игроков на эти деньги. А для меня ничего нового в работе с большими футболистами нет. Это уже не первый раз, когда в моей команде появляются сильные игроки. Это уже было в московском «Динамо» и других командах».
Почему Петреску будет считать чудом попадание в первую четверку?
Все в Китае рады трансферной активности?
Нет. Генеральный директор «Ханчжоу Гринтаун» (11-е место в последнем чемпионате) Тонг Хуимин сказал, что если не изменить систему управления, все эти вложения окажутся для китайского футбола бессмысленными.
«Япония и Корея уже обжигались на этом, когда тратили значительные суммы на новых игроков и повышение привлекательности лиги. Этот этап пройдет. Наша команда сосредоточена на воспитании талантливой молодежи и создании коллектива. В долгосрочной перспективе это способствует здоровому развитию лиги. Нужно заниматься воспитанием своих игроков, а не только покупать иностранцев, потому что если думать только о суперзвездах, наш рынок окажется обычным мыльным пузырем».
Также Хуимин предложил ввести модель финансового контроля, которая принята в Японии: «Команда не имеет права три года подряд терпеть убытки, иначе будет сослана в дивизион ниже классом».
Только сложно представить, что в Китае пойдут на такие меры.