Гендиректор ФВСР Кучерявый: «Международные гонки получили новый статус»
— Юрий Андреевич, поклонников велоспорта взволновало решение ФВС
— Мы действительно отменили международные старты в нашей стране, но вместо них в рамках календаря будут проходить всероссийские соревнования. Практически в те же сроки, но с другими названиями.
Теперь о причинах такого решения. Согласно регламенту Международного союза велосипедистов (UCI) призовые для однодневной гонки составляют €5 тыс. и €500 в качестве регистрационного сбора. Призовой фонд многодневной гонки должен составлять €26 тыс. и €2,5 тыс. за регистрацию. Кроме того, организатор международных гонок должен обеспечить питание, размещение, трансфер, оплату визовых сборов и предоставление технического транспорта как минимум пяти иностранным командам.
Возьмем для примера международные соревнования «Пять колец Москвы», в рамках которых проводилась одна многодневная гонка и три однодневных. Только на призовые и регистрационные выплаты при нынешнем кусе евро должно было уйти порядка 8 млн рублей. А если приплюсовать затраты на саму организацию мероприятия, которое должно пройти на достойном уровне, бюджет значительно вырастет. В России в прошлом году состоялись 13 международных гонок. При этом все российские команды приезжали на них за свой счет — на деньги, которые выделялись им в регионах.
— Но это же нонсенс!
— Увы, таковы сегодняшние реалии. Раньше все участники были в равных условиях, а сейчас получается, что мы иностранные команды принимаем, кормим, поим, они нас обыгрывают, забирают призовой фонд, а нашим региональным спортсменам на питание выделяется 500 рублей в сутки. Обычно к нам приезжали представители Украины, Казахстана и Белоруссии, изредка из Прибалтики, Германии и некоторых других стран. Объективно говоря, уровень гонок становился все менее привлекательным.
Чтобы гонка поднимала уровень российских спортсменов, нужно приглашать передовые страны — Италию, Швейцарию, Бельгию и ряд других, где велоспорт находится на высоком уровне. Бюджета для приглашения этих стран у ФВСР не было и пока нет. Возможно, в ближайшем будущем найдутся организаторы, как в Италии или Франции, которые захотят подготовить соревнования такого уровня. Важно понимать, что в этих странах национальные федерации выступают регуляторами, а не организаторами международных гонок.
— Как решение ФВСР может отразиться на отечественных гонщиках?
— Ведущие спортсмены нашей страны, около 50 человек, сконцентрированы в профессиональных командах «Катюша», «Тинькофф», «Газпром-Русвело» и «Локосфинкс». И чтобы готовить спортсменов для этих команд, которые выступают в элите мужского шоссейного велоспорта, нам необходимо ужесточить конкуренцию внутри страны. Нужно создавать перспективной молодежи нормальные условия соревновательной подготовки: обеспечить питанием, размещением, привлекательным призовым фондом, судейством и проводить их не за городом, а в городах, которые пойдут нам навстречу, перекрыв движение и обеспечив необходимую безопасность. Поэтому и было принято решение направить средства на развитие внутрироссийского календаря, помочь нашим региональным командам, обеспечить организацию гонок на достойном уровне.
— Эта проблема обсуждалась с велогонщиками и руководителями команд?
— Мы провели заседание тренерского совета сборных команд страны, консультировались с руководителями региональных федераций. Детально разбирали каждую гонку, что она нам дает и к чему приведет. Только после этих шагов были направлены рекомендации президиуму ФВС
— Некоторые СМИ поспешили заявить, что шоссейный велоспорт в стране умер.
— Это неправда. Мы меняем систему развития шоссейного велоспорта. У нас выстроена линия континентальный — проконтинентальный дивизион и Мировой тур, но мы забыли про подготовку резерва,
Российский BMX прибавляет, появились первые медали на уровне юниоров. В маунтинбайке Ирина Калентьева поддерживает высочайшую планку. За ней тянется Терентьева. В ближайшее время она должна составить конкуренцию Ирине. Отечественный велоспорт не умер. Наоборот, он начинает подниматься. Но сделать еще надо многое. За 25 лет мы не воспитали ни второго Конышева, ни второго Екимова, но зато проводили 13 международных гонок за сезон. Раньше у нас один Денис Меньшов мог завоевать рейтинговые очки, которые позволяли сборной команде выступать в полном составе на Олимпиаде и чемпионатах мира. Надо возродить конкуренцию внутри страны, а затем думать о возможности организовывать здесь для них международные соревнования, приглашая сильные иностранные команды.
— А возможно ли развивать велоспорт в стране без собственных междунардных гонок?
— Наш календарь на 2016 год включает около 300 соревнований различного уровня во всех видах велоспорта. На официальном сайте ФВСР в открытом доступе имеется вся информация. По объему соревновательной деятельности мы не уступаем календарям других стран. Но давайте сначала научимся ездить у себя дома, чтобы потом конкурировать за границей. Наличие международных гонок на территории России — это не панацея для развития велоспорта, и в нашем случае они просто не приносили пользы. Мы обязательно вернемся к организации международных гонок, но в свое время. Развитие должно идти снизу вверх, а не наоборот.
— Однако для многих российских гонщиков, не попавших в профессионалы, такие гонки были единственной возможностью соревноваться с профи, заработать немного призовых денег и получить соревновательную практику. Разве не так?
— По поводу призовых. В прошлом году «Пять колец Москвы» выиграла команда Украины, тогда как наши гонщики остались на сокращенных региональных бюджетах. Нужно добавлять призовые на всероссийских соревнованиях. Появится дополнительный стимул биться внутри страны, что повлияет на рост уровня гонщиков. Наши региональные команды вправе принимать участие в любых зарубежных соревнованиях, предварительно договорившись с организаторами. Но приезжая туда, мы и там не зарабатываем никаких призовых. Поэтому лучше вложить средства в организацию всероссийских гонок, на которых мы поднимем соревновательный уровень российских спортсменов. Которые смогут конкурировать на равных с гонщиками европейских команд.
По поводу возможности соревноваться с профи. Команда «Русвело» после участия в российском календаре месяц не могла восстановиться, чтобы гоняться на одном уровне с европейскими гонщиками. По возвращению на базу в Италию мы были абсолютно неконкурентоспособными, месяц втягивались, так как уровень международных соревнований в России только опускал функциональную подготовку спортсменов. В 2016 году команда «Газпром-Русвело» вообще не планировала участия в международных соревнованиях на территории России. Такая команда не должна гоняться со слабыми соперниками, ее гонщики должны кататься в Европе, где совсем другой уровень гонок. Наконец, не надо также забывать, что у нас существует чемпионат России, на который приезжают все российские гонщики, в том числе и из топовых команд. И где есть отличная возможность посоревноваться с профи.
— Квоты на чемпионат мира и Олимпийские игры выделяются для сборных команд согласно рейтингу Мирового тура и Европейскому рейтингу UCI. Сегодня Россия не попадает в топ-9 рейтинга Мирового тура. Главным для наших спортсменов является Европейский рейтинг UCI, где учитываются результаты, показанные в гонках ниже уровня Мирового тура, то есть и в соревнованиях на территории России. Теперь этих гонок не будет. Не упадем ли мы еще в классификации?
— Если мы считаем, что подготовили спортсменов на достойном уровне, то они должны на хорошем уровне выступать и за рубежом в своей категории, завоевывая очки вне зависимости от места проведения гонки. Не стоит «покупать» очки нашим спортсменам, вкладывая деньги в проведение международных гонок с участием гонщиков с заведомо низким уровнем. Такие подарки обернутся провалами на более крупных международных стартах.
На сегодня на Олимпийские игры у мужчин в шоссе отбор закончен, полной квоты мы получили. У женщин отбор закончится 31 мая. Пора готовить резерв на будущие Игры, сохраняя и вкладываясь в российский календарь. До тех пор пока мы сами с собой не начнем биться и создавать конкуренцию внутри страны, пока на каждое место в сборную не будет очередь в три-четыре человека и пока мы будем платить сумасшедшие деньги за рейтинговые очки, не будет ни роста, ни одного достойного спортсмена.
— Несколько лет в стране работала целевая программа «Старт», которая обеспечивала регионы автомобилями, шоссейными и трековыми велосипедами. Также проводилось первенство ФВСР, в котором ежегодно участвовали около 400 юных спортсменов из 63 спортивных школ страны. Какова судьба этого проекта?
— Программа «Старт» была замечательной. Она дала импульс развитию велоспорта во многих регионах. Но мы проанализировали принцип, по которому распределялись ресурсы. Программа должна была распределять спортивный инвентарь по итогам выступления регионов за год. А получилось, что специально провели первенство федерации, на одну эту гонку приехало 400 человек, а потом они все растворились. Велосипеды получили, а куда они делись — никто не знает. Некоторые из этих велосипедов появились на прилавках магазинов. Теперь получается, что программу надо опять проводить? Поэтому было принято решение сконцентрироваться на регионах, где действительно нужен спортивный инвентарь, мы помогаем конкретным регионам точечно.
По поводу юношеского спорта. Министерство спорта ежегодно проводит спартакиаду среди учащихся средних образовательных учреждений. Мы будем работать в этом направлении. И еще хочется отметить, что в непростое время, которое ощущают сейчас на себе не только простые люди, но и многие компании и бизнесмены, попечители и спонсоры ФВСР продолжают оказывать помощь нашему велоспорту, иногда в ущерб другим своим проектам. И я уверен, что эта поддержка окажет положительное действие и наши спортсмены снова будут в числе сильнейших.