«Он был нежеланным ребенком». Еще одна рецензия на фильм о Роналду
Чтобы немного разобраться, что из себя представляет жизнь Криштиану Роналду, можно посмотреть отрывок из нового фильма с крещением его крестника. Вокруг купели несколько человек. Когда головка младенца едва намокла, священник оглядывается на загорелого парня с гелем в волосах и выхватывает мобильный телефон. «Успею ли я быстро сделать селфи?» — задается он вопросом.
Потом есть сцена тренировки сборной Португалии на «Эстадио Мойзес Лукарелли» в Сан-Паулу на последнем чемпионате мира. Девочка, рыдая, прорывается через оцепление на поле в отчаянной попытке добежать до своего героя. Она дрожит, плачет, близка к истерии. В итоге ее ловит один из охранников. Сцена, словно мы пересматриваем выступление The Beatles на «Шей-стэдиуме». Роналду обнимает ее, кажется, что девочка сейчас упадет в обморок. «Он узнал о моем существовании», — хнычет она, когда спустя несколько мгновений ее остановил тележурналист. Что он сказал? «Сказал, чтобы я успокоилась и перестала плакать». А ты что ответила? «Попросила подписаться на меня в твиттере».
Это порой должно угнетать даже, несмотря на то, что в большинстве случаев складывается впечатление, что купание в славе — любимое занятие Роналду. Фильм — это выдающийся тщеславный проект, и теперь еще сложнее, чем раньше отделаться от мысли, что Роналду даже во время секса выкрикивает свое имя. Он и его агент Жорже Мендеш, судя по всему, испытывают друг к другу взаимное почитание. Роналду говорит, что «Мендеш — лучший в мире агент». Можно сбиться со счета, сколько раз они нахваливают друг друга, напоминая о своих успехах, богатстве и великолепии.
Мендеш — крутой черный костюм, Rolex, телефон не расстается с ухом. Ощущение, что он озабочен завоеванием Роналду «Золотого мяча» не меньше, чем сам Криштиану. Это продолжается 24 часа в сутки 7 дней в неделю,
Другой парень — это Лионель Месси, который представлен в слегка злодейской роли, эдаким Иваном Драго, чего он, возможно, не заслуживает. «Карта внутри конверта может изменить очень многое», — рассказывает Роналду о «Золотом мяче», описывая то чувство, когда приходится фальшиво улыбаться для своего давнего соперника. «Видеть, как Месси получает четвертый «Золотой мяч», было непросто. После того как он завоевал его во второй и в третий раз, я поймал себя на мысли: «Меня здесь больше не будет». При просмотре фильма становится понятно, насколько должно быть сложно Гарету Бэйлу, самому дорогому футболисту в истории, справляться с эго размером с целый мир.
Другие сцены стратегически пропитаны размытым стилем журнала Hello!, на которых Роналду играет со своим сыном, Криштиану-младшим, или забирает его из школы, но в остальном шарм встречается далеко не везде. У Мухамеда Али и Брайана Клафа отличное чувство юмора гармонировало с их бахвальством. Стиль Роналду не так привлекателен. «Врать не буду», — объясняет Роналду решение отправиться на чемпионат мира с травмой. «Если бы у нас в команде было два-три Криштиану Роналду, я бы чувствовал себя комфортнее. Но их нет».
В одном из эпизодов мать игрока Долорес стоит в аптеке, держа в руках рецепт на успокоительные, потому что она едва справляется со стрессом, глядя на игру сына. Роналду звонит ей и спрашивает, купила ли она препарат, причем, кажется, что он уже привык к подобному. «Довольно сложно быть матерью игрока, которому нужны победы», — объясняет Долорес. «Я сильно переживаю». Во время его игры на чемпионате мира она просит свои шлепанцы и уходит, вместо того чтобы смотреть матч вместе с остальными членами семьи.
Это такой взгляд изнутри на приближенный к игроку круг людей, который напоминает нам, что не все для Роналду складывалось так просто, и не только потому, что он оставил семью и Мадейру в 12-летнем возрасте при переходе в «Спортинг» с первыми прыщиками на лбу и скобами на зубах. Хьюго, его старший брат, сейчас руководит музеем CR7, музеем Роналду в Фуншале, однако в 20 лет он был на грани алкоголизма. Хьюго рассказывает, что это он мог стать футболистом. Вместо этого он работал на стройке. По его словам, там тогда пили все, к тому же перед глазами был пример отца Диниса, который выпивал каждый вечер. В фильме об этом не рассказывается, но Динису и Хьюго пришлось заняться продажей футболок «МЮ» с фамилией Роналду, чтобы заработать на выпивку.
Мы узнаем, что Динис так и не стал прежним после призыва на колониальную войну Португалии в Анголе. Оттуда он вернулся «очень раздраженным», — рассказывает Долорес. Его голова была наполнена сценами войны, и, несмотря на то, что, по ее словам, он всегда заботился о детях, она также стала «его жертвой». Алкоголь привел Диниса к ранней смерти в 2005 году, когда Роналду было 19. «Он напивался почти каждый день, в таком состоянии с ним сложно было общаться. Я практически не знал своего отца», — вспоминает младший сын.
По поводу Криштиану-младшего, который, возможно, является главной звездой фильма, Роналду говорит, что всегда хотел иметь «своего наследника», но не раскрывает подробности. Его сыну пять лет, он уже делает упражнения на пресс и пытается научиться выговаривать «Lamborghini». Долорес присматривает за ним в отсутствие Роналду. Мама? Это тайна для всех. «Люди гадают, что это та девушка, другая или суррогатная мать. Я об этом никому не говорил и никогда не скажу», — говорит Роналду. Просто удивительно, как такой человек сумел удержать это в секрете, и как бы необычно это ни было, с этой задачей он справился на ура.
Такие сцены увлекательны, и временами Роналду неожиданно предстает таким одиноким, хотя он на самом деле вполне наслаждается компанией с самим собой. «В футболе у меня особо нет друзей. Люди, кому я действительно доверяю? Их немного. По большей части я одинок. Я считаю себя замкнутым человеком». Ему больно, что отец не может видеть его успех, однако Мендеш, по словам Криштиану, является ему и отцом, и братом. Гильем Балаге в своей новой книге о Роналду пишет, как окружение игрока, чтобы максимально угодить ему, «должно было держать подальше критику или стараться ее контролировать, создавая легенду и поддерживая его на пьедестале». Мендеш всегда готов раздуть это эго и убедить его, что он лучше и Месси, и всех остальных. Это не просто отношения футболиста и агента.
Также есть откровение о том, что никакого Криштиану Роналду могло и не быть. «Он был нежеланным ребенком», — рассказывает Долорес. Она планировала аборт и по совету соседки, перед тем как выйти на пробежку, выпила кипяченое темное пиво, чтобы вызвать обморок и спровоцировать выкидыш. Не получилось — судя по всему, она весьма этому рада.
Спустя 30 лет фильм, созданный людьми, ответственными за «Сенну», как минимум помогает понять немного больше Роналду и тот драйв, необходимый для того, чтобы подняться на вершину в этой профессии. Здесь главным образом выделяется не талант Роналду, а его соревновательный дух, категоричное отвержение мысли, что
Криштиану говорит, что в последние годы они с Месси начали общаться так, как никогда раньше, узнавая друг у друга, как дела у семей, и просто болтая на непритязательные темы. «Я начал видеть в нем человека, а не соперника. Но мы всегда вылезаем из шкуры вон, чтобы определить, кто сильнее».
Фото: instagram.com/cristiano