Другие, 03 авг 2015, 10:01

Почему Россия проиграла эстафету в плавании

У России после провала США и Австралии был реальный шанс второй раз в истории (первый – в 2003-м, когда плыл еще великий Попов) выиграть престижную эстафету 4x100 м вольным стилем, но в итоге серебро. Что не получилось?
Читать в полной версии
Фото: Агентство ТАСС

Серебро в эстафете – это успех?

Успех, но с оттенком неудачи – такие тоже бывают.

По сравнению с ЧМ-2013 команда шагнула вперед – бронза сменилась серебром. Но теперь нашей четверке еще и сильно повезло: утром мимо финала пропыли потенциальные призеры из США и Австралии. В финал отбирались по времени – и пара фаворитов напрасно решила пройти заплывы не основой, еще и откровенно покуривая.

В финале Россия осталась один на один (результат это подтвердил) с действующими чемпионами мира и олимпийскими чемпионами французами и проиграла. Причем совсем не без вариантов.

Комментарий олимпийского чемпиона Владимира Пышненко: «В Америке все тренеры в шоке после непопадания сборной США в финал. Американцы, конечно, наворотили – сделали отбор на чемпионат мира чуть ли не за год до его начала. Будут учиться на своих ошибках».

Российскую четверку сломал отбор?

Для многих это наверняка станет сюрпризом, но между заплывом и финалом российские тренеры искали варианты усиления оригинальным способом – гоняя по воде незадействованных утром пловцов. Требовалось решить, кто со стороны достоин финала и кого из утренней четверки можно заменить. В итоге на место Изотова поставили Лобинцева. У тренеров не было готового варианта? Засомневались? Перестраховались?

Комментарий Пышненко: «Они бы еще отбор в 4 часа сделали – за два до начала финала. Возможно, такой отбор и был бы целесообразным, но вы поймите – как ни крути, человек будет плыть утром вовсю, даже тот же Володя Морозов, который знает, что ему 100-процентно плыть финал, должен выкладываться с утра.

Фото ТАСС

В мое время было по-другому – четыре человека плывут утром, пару тех, кто утром выглядел неважно, в финале меняет пара сильнейших, которых берегли как раз на вечер. Но в принципе – и такой опыт был в 90-х, когда выставляли всех и смотрели – кто лучше. Но не десятерых же».

По сути, утром команде, каждый из которой боялся потерять «вечернее» место, пришлось отработать почти в боевом формате – и это за несколько часов до финала. Если судить по цифрам, такая встряска помогла не всем.

Наш забойщик Андрей Гречин вечером проплыл хуже, чем с утра (хотя среагировал лучше). Без погружения в доли секунд: с утренней скоростью и вечерней реакцией Гречина отставание россиян от французов сократилось бы больше чем в два раза.

Кстати, в обоих случаях Гречин показывал худшее время по команде, но стартовый этап в этом смысле заведомо проигрышный – здесь человек стартует по звуку, а все остальные по партнеру.

Комментарий Пышненко: «Тут неправильно смотреть на чистое время этапа. Когда я плавал первые этапы в сборной СССР, отнимали где-то 0,75 секунды от времени стартового этапа».

Владимир Морозов и Александр Сухоруков добавили относительно самих себя, Никита Лобинцев – относительно замененного Данилы Изотова. Стал бы каждый из них еще чуть резвее, если бы не утренняя (а в случае Лобинцева – дневная) соковыжималка? Пожалуй, главный вопрос эстафеты.

Допущена ли ошибка в расстановке?

Вопрос, который не выходит из головы – в чем состояла задумка использовать Морозова на третьем этапе? Если рассчитывали, что самый быстрый пловец мира привезет нужный отрыв Сухорукову или отыграет под ноль отставание – то не сработало: на приеме Владимир проигрывал Фабьену Жило 0,28 секунды, на передаче – 0,15 (эти 0,15 – цена риска француза на бортике – ровно столько он выиграл за счет стартовой реакции и едва не подвел команду под дисквалификацию).

А ведь на последнем этапе обожающий контактную борьбу Морозов оказался бы против не идеально готового Джереми Стравью – разница в их сегодняшних результатах почти 4 десятые секунды. А вдруг бы дожал?

Так откуда все-таки оттенок неудачи?

Скорее всего, Россия упустила лучший шанс на золото в плавании – не только на ЧМ-2015, но возможно, на годы вперед. Когда еще так повезет, когда еще так дружно самоустранятся конкуренты, когда еще трибуны будут нашими?

И когда мы научимся не усложнять жизнь самим себе?

Главное