«Если постараешься реагировать на бросок Овечкина – ты уже проиграл»
Как часто вы слышали подобное? «Да ну, это не было классным сэйвом – он просто бросил прямо в ловушку кипера!».
Меня всегда раздражает, когда люди принижают классное действие вратаря – это заставляет меня поверить в то, что они не осознают всю красоту игры на этой позиции. В НХЛ 90 процентов сэйвов происходят до того, как нанесен бросок. Если ты, вратарь, начинаешь полагаться только на свою реакцию, то тебя быстро разорвут. Не дать шайбе залететь в сетку – это зачастую интуиция и геометрия. Ты наблюдаешь за владеющим шайбой, оцениваешь положение его партнеров, его возможные дальнейшие действия, также ты смотришь за положением его ног, рук и всего тела. Он будет бросать? Верхом или низом? Куда он может отдать пас? Какое решение лучше принять в этой ситуации?
Все эти составляющие помогут принять тебе верное решение. Зачастую мозг говорит тебе выкатиться, сократить угол обстрела, стать максимально «большим» и закрыть большую площадь ворот или чуть перенести вес на другую ногу и готовиться перехватить прострел. Еще до того, как бросок нанесен, большинство твоей работы должно быть сделано. И тебе остается надеяться, что ты принял верное решение.
Позвольте привести пример. Это, наверное, один из самых известных моих сэйвов.
Однако подвох заключается в том, что он имеет мало общего с моей координацией. Да вообще и лично со мной. Если бы мой партнер Дрю Даути не присел и не перекрыл траекторию для прострела, то я был бы отыгран. Вы можете увидеть, что Кэйн нацелен на передачу, так как его глаза и бедра первоначально смотрят в сторону от ворот. К счастью, Дрю подстраховал меня. Затем я вижу, что Кэйн разворачивает коньки в сторону ворот, так что я щитками перекрываю весь низ. Опять же, если бы у него была возможность для передачи, то мне конец. К счастью, другой защитник повязал нападающего. Наконец, я вижу, что Патрик перекладывает вес на другую ногу и собирается нанести бросок верхом. Так что я поднимаю свою ловушку максимально высоко и просто молюсь.
Вы можете назвать это везением, но за 1,5 секунды мне потребовалось оценить сразу несколько позиций и возможностей развития атаки. По каким-то причинам, когда ты на льду, время для тебя замедляется.
В НХЛ существует множество ситуаций, которые объяснить можно только на наглядном примере. Поэтому именно на таких примерах я и покажу, почему голкиперам невероятно сложно справиться с Элитными Снайперами.
Райан Гецлаф и Кори Перри
Фото Globallookpress
Я немного сжульничаю и объединю их в одну группу. Два слова приходят мне на ум, когда речь заходит об «Анахайме»: «Тяжелые минуты». Минута их игры в твоей зоне равносильна полутора минутам игры другой команды, потому что они огромное количество времени проводят за воротами. Поэтому ты вынужден стоять глубоко в воротах и быть постоянно начеку, так что к третьему периоду твои ноги уже начинают ныть и болеть.
Гецлаф и Перри обладают великолепным видением площадки. Даже если они находятся спиной к воротам, они могут принять молниеносное решение, которое разрушит все оборонительные построения. Они используют свою физику, чтобы постоянно играть за воротами, оставляя шайбу друг другу. Это заставляет меня метаться от штанги к штанге и изматывает защитников. Затем они пытаются выскочить на пятак и создать момент, который предполагает множество добиваний и общий хаос. Они могут даже не забить, но эти тяжелые минуты несколько снижают твою концентрацию при противостоянии другим звеньям.
Сейчас, с развитием продвинутой статистики, значение владения шайбой серьезно возрастает. Но я считаю, что именно таким владением – как у Гецлафа и Перри - и должна обладать команда. Некоторые хоккеисты могут подолгу контролировать шайбу в твоей зоне, но не выходить на опасные позиции и не угрожать воротам. Они могут гонять шайбу по борту, иногда даже бросать по воротам, но с этим несложно справиться. Когда же Гецлаф и Перри на льду, создается впечатление, что ты всегда в опасности.
В НХЛ все обладают хорошим броском. Но многие парни должны получить шайбу в определенной зоне и позиции, чтобы действительно угрожать воротам. Элитные же снайперы, к которым относятся Гецлаф и Перри, могут вести ее в пяти футах от себя, она может быть у них в ногах, но они все равно смогут бросить так, что ты будешь бессилен. Для меня как для голкипера это меняет всю систему. Лучшие снайперы не обязательно обладают самым сильным броском. Лучшие снайперы могут мгновенно поменять решение и изменить угол броска.
Посмотрите, как Гецлаф ведет шайбу: сначала далеко от себя, затем мгновенно приближает ее к ногам. Неважно, что видит Гецлаф. Важно, что видит шайба. И открытый момент для броска может появиться за полсекунды.
Если бы обычный игрок был с шайбой в этой позиции, то можно было бы подумать: «Хорошо, он теряет баланс и на одной ноге. Он не придумает здесь ничего особенного». Гецлаф же вогнал снаряд в сетку, прежде чем Ховард даже успел среагировать – еще один фирменный знак «Дакс».
Павел Дацюк
Фото Globallookpress
Дацюк, наверное, самый непредсказуемый игрок в лиге. Он, словно маг, умеет скрывать момент броска. Частично это можно записать на счет его орудия – он использует крюк, который редко встречается в НХЛ. Он намного толще и каким-то образом в сочетании с его быстрыми руками и тем фактом, что он практически не смотрит на ворота, когда бросает, это делает практически невозможным отследить момент, когда шайба отрывается от крюка.
Как я говорил выше, 90 процентов сэйвов случаются еще до того, как бросок нанесен. По многим парням можно сказать о дальнейших событиях. Ты смотришь на их ноги, на их колени, видишь момент подготовки к броску, и ты просто знаешь, что произойдет еще до того, как это стало реальностью. Но проблема с Дацюком в том, что он дает неверную информацию о своих намерениях. Он может быть у борта, его руки, ноги и глаза – все говорит о простреле. И это верное решение. 99 процентов игроков поступили бы так в этой ситуации. Так что ты инстинктивно начинаешь искать глазами адресата передачи. Следующее, что ты знаешь – «Какого черта?» – шайба уже у тебя за спиной. Он бросил. Кто бросает оттуда? Дацюк!
Я бы сравнил Дацюка с мастером игры в шахматы. Для вратаря это просто ночной кошмар, если у владеющего шайбой есть несколько выгодных вариантов продолжения атаки. Дацюк обладает умением видеть всю площадку и выжидать до того момента, как открываются зоны и появляются разные варианты. Он как бы заставляет тебя разрываться. И ты должен определиться, что ты ждешь от него – передачи или броска. В противном случае он поймает тебя в полупозиции. Это ставка с 50-процентными шансами на успех.
Сидни Кросби
Фото Globallookpress
Лучший бросок с неудобной руки в лиге. Кажется, это был мой первый или второй сезон, и он забросил мне прямо от борта. С бэкхенда… в дальний угол! Это просто неслыханно. Ты должен останавливать 100 таких бросков из 100. Но он сделал все настолько быстро, шайба вылетела с такой скоростью, что я понял, что же произошло на самом деле, только когда он победно вскинул руки вверх. Это просто безумие.
Кросби все делает просто великолепно. Когда ты находишься в раздевалке перед игрой, то изучаешь игру двух-трех звезд соперника и стараешься понять, как заставить их использовать слабые стороны. Ты можешь указать наугад на имя на доске и сказать: «Так, он не очень хорош в том-то, так что давайте заставим его делать это как можно чаще». Но в игре Кросби просто невозможно найти слабых мест. Он просто невероятно одаренный хоккеист.
Как я уже говорил, все зависит от количества имеющихся вариантов. Если Кросби смог обыграть оппонента и вывалиться на ворота, то это становится просто нечестно. У него практически прямой крюк, что позволяет ему постоянно прокидывать шайбу в домик или перекидывать на бэкхенд и вгонять под перекладину (многие парни не могут делать это с таким крюком). Иногда я вижу его по телевизору и думаю про себя: «О, сейчас начнется». Кросби будет перекладывать шайбу, но в какой-то момент бросит ее между щитков так быстро, что покажется, что он еле коснулся ее. Вратарь даже не среагирует, потому что он просто заворожен. Здесь не угадаешь. И это плохие новости.
Если вы посмотрите на лучших исполнителей буллитов в лиге, то у них есть три-четыре коронных движения, но начинают они всегда одинаково. Посмотрите за Ти-Джеем Оши. Он подхватывает шайбу и движется к воротам практически всегда по одинаковому пути. И когда он добирается до определенной точки, то у него есть три-четыре движения, из которых он будет выбирать. Ты не можешь знать наверняка, что он сделает, пока этого не произойдет. Так что это заставляет вратаря полагаться на реакцию, что серьезно усложняет ситуацию.
Александр Овечкин
Фото Globallookpress
У него сильный, очень сильный бросок. Но я вновь вернусь к теме непредсказуемости. В этом году мы играли в Лос-Анджелесе. Игроки «Вашингтона» убежали в контратаку и оказались вдвоем против одного защитника и меня. Ови был без шайбы – он был потенциальным адресатом передачи. У него правый хват, так что он находился в отличной позиции для броска в касание. «Так, – подумал я, – он представляет реальную угрозу». Но он продолжал смещаться к борту, так что мой мозг сказал: «Не может быть». А партнер все равно сделал ему передачу. Он был совсем близко к борту. Я не очень беспокоился о его позиции, но он сумел каким-то образом щелкнуть так сильно, что у меня не было и шанса. Посмотрите, как он сумел вложиться в бросок, хотя двигался от ворот.
Парни вроде Овечкина щелкают так сильно, что ты чувствуешь себя бейсбольным бэттером. Ты видишь покадровое приближение шайбы. Первый кадр, второй… на третий она уже врезается в тебя. Если ты постараешься среагировать на бросок Овечкина, то уже проиграл. Ты уже должен был максимально сократить угол обстрела.
Джонатан Тэйвс и Патрик Кэйн
Фото Globallookpress
И вновь поговорим о дуэте. Совсем не совпадение, что эти парни попадают в финал конференции, кажется, каждый год. В отличие от Гецлафа и Перри, эти парни делают совершенно разные вещи, но они идеально дополняют друг друга. Наверное, мне не доводилось видеть хоккеистов, которые играют с большой самоуверенностью. Они обладают непоколебимый верой, что найдут возможность победить.
Начнем с Кэйна. Несмотря на не самые выдающиеся физические данные, у него очень сильные и быстрые руки, а его хоккейный интеллект, считаю, многими недооценен. Он один из лучших в лиге в плане видения площадки и чтения игры защитников. Многие игроки, обладая его талантом, могли бы просто играть на чистых шайбах и ждать своего момента в сторонке, но Патрик постоянно ищет шайбу и лезет в гущу событий. И, конечно, у него просто невероятные руки. По скорости обращения с шайбой у него, наверное, нет равных в лиге. Практически в каждой игре он делает клоунов из защитников.
Как вратарь, ты немедленно замечаешь, если на льду появляется парень вроде Кэйна. Он постоянно находится в поле твоего зрения. Но добавьте к этому Тэйвса – и мы уже говорим о совершенно ином уровне. Джонатан постоянно двигается, постоянно работает и наделен даром предвидеть, где окажется шайба. Словно экстрасенс. Я не люблю слово «непостижимо», но как еще описать умение Тэйвса постоянно оказываться в нужном месте и в нужное время, особенно в ключевых моментах?
Если минуты игры против «Анахайма» можно назвать тяжелыми физически, то в этом случае речь идет о психологической усталости. Ты вынужден постоянно наблюдать за перемещениями Тэйвса и Кэйна, у тебя начинается просто паранойя, что Патрик «зайдет с черного хода», а Джонатан отыщет его передачей, даже не смотря в его сторону. Многие люди думают о хоккее, как о жестоком виде спорта (и ты сам можешь согласиться с этим, когда шайба после щелчка Ши Уэбера прилетит тебе в грудь), но, в первую очередь, это битва психологий. «Чикаго» выиграло три Кубка Стэнли за шесть лет. Кэйн и Тэйвс не самые здоровые парни на свете, но они очень умны, стойки психологически и обладают невероятным взаимопониманием.
Черт, я так сильно хочу победить их. Поскорее бы начался сезон (прости, дорогая).