Почему Серена Уильямс должна выиграть «Большой шлем»
В 2015 году Серена Уильямс выиграла пять титулов, стала действующей чемпионкой всех турниров «Большого шлема» и первым игроком, у которого рейтинговых очков минимум вдвое больше, чем у любой другой теннисистки на планете. На двух из трех последних «Шлемов» Серена победила откровенно больная, на третьем — очевидно без своей лучшей игры.
Она продлила период своих побед на важнейших мировых площадках до 16 лет (1999–2015), а на стартующем сегодня Открытом чемпионате США может добиться самого бескомпромиссного теннисного успеха — в одном календарном году выиграть все четыре главных турнира в одиночном разряде. Если вы смотрите теннис меньше 27 лет, то на вашем болельщицком веку такого не было. Если вы смотрите его достаточно внимательно, то знаете: велика вероятность, что такого не будет больше никогда.
Мы давно привыкли: Серена Уильямс — великая теннисистка, поборовшая три поколения соперниц, потерю мотивации, легочную эмболию и возраст. Для тенниса Серена — абсолютная величина, но именно это делает ее почти непригодной для боления: ты же не болеешь за гравитацию или скорость света. Впрочем, снова: вопрос лишь в том, насколько внимательно смотреть.
Два месяца назад на первой неделе Уимблдона Серена внезапно напоролась на вдохновенную игру хозяйки корта Хизер Уотсон. В решающем сете матча зрители в патриотическом экстазе ненадолго забыли, как нужно вести себя на теннисе. Американка между розыгрышами попросила судью сделать болельщикам замечание, а потом спиной к трибунам вполголоса пригрозила: «Не злите меня». Больше поводов для радости у английской публики в том матче не появилось — все оставшиеся геймы выиграла Серена.
Что бывает, если разозлить Серену Уильямс, хорошо известно: можно получить дурацкий мяч в свою дурацкую глотку(2009) или вместе с миллионной аудиторией выслушать много любопытного о своем внутреннем мире (2011). Нынешняя Серена гораздо более сдержанна в своих суждениях, но она
Работе — потому что, скажем, после того знаменитого срыва в полуфинале US Open-2009 Уильямс выиграла почти половину всех своих «Шлемов» — 10 из 21 (8 — после 30-летия). Верности — потому что и годы спустя она настаивает, что не сделала ничего, что стоило бы разразившегося скандала: «Я считаю, это было странно. Есть игроки, которые себе карьеры сделали наездами на судей. А тут я сделала это один раз — и все, какой кошмар». Эту мысль Серена завершает труднопереводимым, но очень характерным «But you know, hey», выражающим и несогласие с ситуацией, и чисто чемпионское умение оказаться выше нее.
Фото AFP
Быть выше Серене не привыкать. Долгое время это касалось исключительно спортивных показателей, но в последние годы, укрепившись в статусе легенды, Уильямс за пределами корта стала мягче и великодушнее. Теперь она дурачится в соцсетях, говорит Гарбинье Мугурусе, что «гордится» ею, Симоне Халеп — что всегда за нее болеет, и готова перелететь океан, чтобы удостовериться, что Каролин Возняцки в порядке. В этом году Серена прекратила свой 14-летний бойкот турнира в Индиан-Уэллсе, потому что нужно уметь прощать, а коммерческий успех Марии Шараповой очень корректно прокомментировала словами «Мне с ней делить нечего». Конечно, не стоит переоценивать искренность публичных выступлений, но и нельзя не признать: Серена Уильямс-2015 — и на корте, и в инстаграме — лучшее лицо мирового спорта, каким она когда-либо была.
В преддверии одного из важнейших стартов своей карьеры Уильямс как может снимает с себя давление («Если в этом году не получится, у меня всегда есть следующий»), но ее уже мало кто слушает. Историческую миссию Серены осмысляют все ведущие издания, билеты на женский финал US Open впервые в истории распроданы раньше, чем на мужской (а на ticketmaster перепродаются ничуть не дешевле, чем на мужской), и даже на обложке турнирной программки впервые за 30 лет только один человек.
Все как бы говорит: если вы не болеете за Серену, поболейте хотя бы за историю. You know, hey.