Еще одна причина, почему Слуцкий в сборной — это очень плохо
Вау-новость вторника: Дмитрий Черышев стал одним из тренеров «Севильи». И хотя на работу его, очевидно, взяли не столько тренировать, сколько помогать, переводить, присматривать за Евгением Коноплянкой, реакция —
Не-вау-новость недели: Леонид Слуцкий вот-вот возглавит сборную России. Почему это довольно стремное решение, Денис Романцов рассказал еще в понедельник, но у меня есть еще одна причина.
За последние пару лет журналисты Sports.ru, нажав на клавиши несколько миллионов раз, более или менее всем смогли объяснить: изоляция русского футбола, совершенное отсутствие русских игроков в европейских чемпионатах лишает нас развития и побед. В том числе
Отсутствие русских тренеров в европейских чемпионатах — это тоже плохо. Кажется, единственным нашим за границей в последнее время была ростовская легенда Сергей Андреев, но из не менее легендарного македонского «Вардара» его уволили пару дней назад. Сарсанию, босса «Атлантаса» (Клайпеда) и дважды призера чемпионата Литвы, Добровольского из грозной кишиневской «Дачии», пару человек в Казахстане и прочих стран бывшего СССР я не считаю, хотя и там их не то чтобы много.
Леонид Слуцкий — единственный русский человек из нашего футбола, который имеет перспективу большой тренерской карьеры. Под такой карьерой я понимаю не еще пару титулов с ЦСКА, а работу в самом центре футбольной индустрии, то есть в одной из ведущих европейских лиг. Слуцкий молод (в мае бахнуло 44 года). Слуцкий знает английский язык (не блестяще, но достаточно для того, чтобы шутить над своими игроками без переводчика). Слуцкий интегрирован в современную жизнь (он не называет вотсап «кацапом» и даже общается в нем с людьми). Слуцкий знаком с суперзвездами ремесла. Слуцкий шумел со своей командой в Европе: четвертьфинал Лиги чемпионов, ее же 1/8 финала и победа в гостях над «Ман Сити» случились с ЦСКА вместе с ним. Слуцкий, в отличие от большинства русских футболистов, сам хочет когда-нибудь уехать и, в отличие от других молодых русских тренеров, трезво оценивает свои нынешние возможности.
Неизвестно, какой европейский клуб (наверняка слабый) мог бы рассмотреть его кандидатуру, но известно, что если бы рассмотрел, это выглядело бы менее неожиданным, чем его же назначение в ЦСКА в 2009-м. Однако выдвижение на большой государственный пост этому запросто может помешать. Не представляю, как в мясорубке армейского календаря Слуцкий найдет энергию и время на четыре матча сборной, но даже если найдет и эти матчи пройдут удачно, значит раньше лета-2016 он с ней не расстанется. А скорее всего, по уже сложившейся доброй традиции где-нибудь в январе следующего года продлит контракт со сборной еще лет на шесть. Если же отбор будет завален, дождаться приглашения из того самого центра индустрии станет несколько сложнее: неудачников везде хватает и своих.
А что, Слуцкий этого не понимает?
Уверен, что понимает лучше моего. Думаю, что хочет работать только в клубе, потому что этой работы много и она интересная, а сборная — это ремесло пенсионеров. Но вместе с тем понимаю, что в русском футболе есть один человек, которому он не сможет отказать. Евгений Гинер сначала предоставил Слуцкому сенсационную работу, а затем всячески ему помогал — разрешал конфликты с футболистами и не увольнял, когда сам Слуцкий приходил к нему с заявлением. Результат — два чемпионства, два Кубка, постоянная европейская движуха и почти шесть (шесть!) лет работы в клубе. Кто и на каких основаниях может попросить о содействии самого Гинера, вы легко поймете, найдя на футболках ЦСКА нашивки двух вполне государственных компаний — «Россети» и «Аэрофлот».
Не, ну а кто, если не он?
Кто угодно. Хуже, чем было со сборной в последний год, не будет точно. Лучше быть не может при любом тренере, потому что игроки в сборной средние, а взять их — хоть дорогих из «Бенфики», хоть дешевых из ВВВ-Венло — нельзя.
Лично мой кандидат — Черчесов, временно безработный. Придет, первым делом выставит из сборной Березуцкого и Игнашевича за слишком уверенный взгляд на тренировке, взбодрит команду, покажет пару симпатичных матчей и займет какое-нибудь срединное место — ровно то, которое она в этом поколении футболистов заслуживает.
И как же быть?
В последний месяц, когда лимит брал наш футбол за гланды, мы много слышали о том, как важно защищать футболистов, наших малышей, лапочек, надежд. Это, в общем, правильное стремление, но раз в нем столько пыла, я бы очень хотел, чтобы часть его была направлена на защиту тренеров. На защиту лучшего русского тренера последних лет — особенно.
Наверняка в комментариях