Формула-1, 09 июн 2015, 13:02

Кактус для любителей. Почему «Формуле-1» нужны перемены

Критиковать «Формулу-1» в этом году модно. Ее называют «не спортом», деликатно намекают, что нынешние болиды слишком просты в управлении, и брюзжат, что путь, по которому пошли наши любимые гонки, ошибочен
Читать в полной версии
Фото: Globallookpress.com

За исключением старта сезона я старался держать себя в руках и быть позитивным — так советует президент ФИА Жан Тодт. Видит Бог, я дал гонкам еще один шанс и надеялся, что в Канаде парни обязательно «зажгут» — на такой трассе, как в Монреале, провести унылый заезд очень и очень сложно. Но «Формула-1» вновь доказала, что у нее большие проблемы с тем, чтобы радовать зрителей, — лишь благодаря прорывам двух быстрых парней, волею судеб оказавшихся в хвосте пелотона, мы увидели хоть что-то, похожее на гонки, а не на похоронную процессию. 

Пациент, конечно, не при смерти, но полностью здоровым его тоже не назовешь — он и так передвигается с помощью каких-то костылей, называемых DRS и ERS, но что еще хуже — мечется из стороны в сторону: одной рукой пытается вернуться к некоторым правилам, направленным на повышение зрелищности (вроде дозаправок), а другой от них открещивается. Внутренний голос «Формулы-1» — Ассоциация гонщиков и журналисты — в то же время пытается узнать у болельщиков, что бы те хотели видеть в гонках. П-ф-ф… Это самое глупое, что только можно было придумать: фанаты страстно требуют от «Формулы-1» совершенно противоположные вещи и тоже готовы тянуть ее в разные стороны. 

Нет, слушать болельщиков и идти у них на поводу — значит двигаться в сторону половинчатых решений и компромиссов (что на самом деле не устроит никого). Направление в развитии серия должна выбрать сама. 

Вот только какие вообще существуют пути? — Высокие технологии; стремление стать «зеленым» видом спорта;  зрелищность и привлекательность гонок? Пожалуй, да. И возможен ли микс этих идей? Когда все работает очень плохо, нет смысла пытаться добиться баланса — лучше проработать одно из направлений и только затем подтягивать остальные. 

Судя по тому, что говорят люди из топ-команд, гонки в первую очередь должны быть технологичными. Люди из ФИА добавляют: «и пусть это будет «лаборатория автоспорта». Прекрасно — в прошлом году мы получили новые технологии, вот только теперь у нас одна команда занимает первый ряд стартового поля, вторая — второй, третья — третий и так далее. Что совсем печально — высокие технологии требуют больших денег, и у кого этих денег нет, тот должен либо уйти, либо стать клиентом. Система, потенциально способная упростить вступление новичков в «Формулу-1», внезапно готова превратиться в нечто удобное только для топ-конюшен — они останутся на вершине, да к тому же сократят расходы за счет продажи «франшизных» болидов беспросветным аутсайдерам. 

Впрочем, тема клиентских автомобилей заслуживает отдельного размышления, а я хотел бы сосредоточиться на том, какими должны быть сами гонки. 

Лет десять назад я бы серьезно задумался на этот счет, но сейчас сомнений нет — в первую очередь «Формула-1» должна стать привлекательнее для зрителя. В крайности бросаться никто не просит — борьба медленных утюгов тоже может быть интересной, но она никому не нужна. Да, мы заметим разницу между 100 и 300 км/час, но до того, пролетит болид на прямой в Монце со скоростью 350 или 370 км/час, мне дела, по большому счету, нет. Вернее, мне не будет до этого дела, если при скорости 350 км/час я увижу настоящую борьбу. Но если же при скорости 370 км/час мы будем видеть такие же гонки, как в этом году, то нужны ли нам высокие технологии? 

В общем, я выбираю зрелищность и, кажется, спустя десять лет принимаю точку зрения Бриаторе, всегда утверждавшего, что «Формула-1» должна превратиться в шоу. Хотя отношение к итальянцу у многих разное (за махинации в гонках прощать его никто не собирается), следует признать, что он по-своему ратовал за главное дело жизни и пытался как можно дороже продать его публике. 

Globallookpress.com

Но путь, который предлагает Флавио, кажется слишком авантюрным, к тому же у власти в чемпионате мира стоят люди, ничего не желающие менять, а в понятии «привлекательные гонки» они видят дурацкие правила про реверсивную решетку, балласт для победителей и прочую ерунду. 

Люди вроде Тото Вольффа, разумеется, будут упираться до последнего, а еще у них есть союзники, и потому протолкнуть хорошие идеи, направленные на повышение зрелищности, демократическим путем не получится — гонкам нужен диктатор со всеми полномочиями. Увы, Берни Экклстоун на эту роль, может, и подходит, но у него нет прежних возможностей — англичанин выполняет лишь роль коммерческого директора, который не способен протолкнуть ни одну из своих идей. Раньше на стороне Берни играл одиозный Макс Мосли, предлагавший командам совершенно безумные правила и тем самым вынуждавший их вступать в диалог, но сейчас ФИА пытается поступать правильно и сотрудничать с участниками чемпионата мира. В итоге мы видим кошмар. 

Самое забавное, что для повышения зрелищности в «Формуле-1» достаточно сделать один небольшой шаг. Он, конечно, сильно не понравится пилотам и командам, но это действие точно заставить гонщиков много думать и добавит в Гран-при элемент непредсказуемости — надо полностью запретить радиопереговоры. Да, все верно — это вообще нетехнологично, да это шаг назад, но если это повысит зрелищность, то я (как болельщик) буду готов пойти на такую жертву. Конечно, радиопереговоры подчас бывают забавными, они способны вносить изюминку в ход заезда, да и просто услышать эмоции спортсменов всегда интересно. 

Но только представьте, что будет, если пилоты потеряют обратную связь с боксами: все решения станут принимать именно они, гонщики. Им придется самостоятельно отслеживать работу шин, думать о топливе, двигателе и прочих вещах. Кое-кто из них сильно удивится, если мотор вдруг взорвется, а кто-то неожиданно потеряет темп из-за изношенных шин. Я сильно скучаю по гонкам из 80-х, когда пилотам приходилось думать и выстраивать стратегию прямо по ходу заезда, размышлять о том, сколько у соперников топлива и в какой момент лучше прибавлять. Всего этого мы лишены из-за всезнающих инженеров — у них есть телеметрия, они управляют стратегиями, точно знают, когда нужно включать режим Hammer time, а когда лучше поберечь технику. Нынешние пилоты — марионетки в руках инженеров, и это совершенно неправильно. 

Простите за фантазии, но действительно очень хочется, чтобы ключевые решения в гонках принимали парни в кокпитах, а не лица на капитанских мостиках. 

Globallookpress.com

Если бы в «Формуле-1» кто-нибудь смог протолкнуть подобную идею, дальше было бы уже проще — постепенный ввод новых неизвестных переменных заметно осложнял бы жизнь признанным лидерам и вносил хаос в расстановку сил… 

Есть еще кое-что, что дико разочаровывает в современной «Формуле-1», — моторы и штрафы. Конечно, первоначальная идея была благой — команды должны были постепенно сократить потребление двигателей за сезон с полутора десятков до восьми, а позже — до четырех. Штрафы должны были влиять на особо упорствующих, но к чему мы в итоге пришли? Плохо не только то, что за смену силового агрегата можно не просто потерять несколько позиций на стартовой решетке, но еще затем поехать в боксы для отбытия второй части наказания. И плохо не только то, что, когда меняют моторы на болидах сразу нескольких гонщиков, сложно разобраться, кто из них окажется ниже на стартовом поле. Совсем худо то, что сегодня все боятся наказаний как огня и считают, что лучше придушить силовой агрегат, чем оказаться в середине-конце пелотона (и окончательно похоронить почти все шансы на успех — ведь обгонять в «Ф-1» сложно). 

Согласитесь, что было бы здорово видеть совсем другое: как пилот получает небольшой штраф, но со свежим двигателем прорывается и делает шоу. 

Увы, но подобная «Формула-1» нынешним властителям, похоже, совсем не по душе. Поэтому нам остается лишь плакать и жевать этот кактус дальше.

Главное