Серебро, мало тебя. Почему Россия проиграла финал мечты
Канадцы хотели выиграть и привезли крутой состав
Канадцы не выигрывали чемпионат мира уже семь лет, не играли в финале последние пять. Но год без Олимпиады, непопадание нескольких топ-игроков в плей-офф Кубка Стэнли или вылет в первом раунде — и вот в Чехию едет сборная, которой там нет равных по составу. Элитные центрфорварды Кросби и Жиру, клубные связки из первых звеньев (Дюшен — Маккиннон, Холл — Эберле), крутые атакующие защитники Бернс, Бэрри и Экблад — только тут уже больше мастерства, чем могла предложить сборная России, а ведь и остальные хоккеисты несильно отстали от лидеров.
Что еще важнее, в этой сборной появилась своя «химия». Тодд Маклеллан, которому предстоит работать в новом клубе осенью, постарался выжать из ребят максимум и тасовал их до идеального состояния. На рояле играли не только лидеры: выходившие в номинально четвертом звене Эннис, Икин, Кутюрье и Тоффоли в редком матче уходили со льда без голов — вот и нам первые двое забили.
Печально, но нужно осознавать, что это не первая сборная Канады. Из этой команды на Кубок мира через полтора года поедут 10–15 человек (
Cборная при Знарке впервые встретилась с таким серьезным соперником
Скорее всего, тут подойдет термин Знарок-гейт. Ведь все прежние подвиги нашего главного тренера можно с большей или меньшей степенью назвать локальными. Два Кубка Гагарина — это круто, но уровень соревновательности в КХЛ даже сейчас оставляет неоднозначное впечатление. Минск по умолчанию не мог быть вызовом для Олега Знарка — там играли в основном люди из той же КХЛ или европейских лиг послабее. Казахстан, Дания, Латвия тогда и Словения, Норвегия сейчас, в Чехии (да и то не без проблем) — кажется, на таком международном уровне Знарок мог попробовать сыграть и тем составом, который был у него в клубе, вряд ли бы получилось так уж позорно.
Но это же было чертовски интересно — особенно на фоне пренебрежительных по тону высказываний из штаба сборной о Кубке мира 2016 года — посмотреть на нашу команду в игре на том уровне, выше которого если и можно, то совсем чуть-чуть. Когда у нас почти все лучшие и у них весьма солидный по любым меркам (пусть и не первый, но точно не второй) состав. Когда удельный вес каждой мелочи вырастает в разы, а система их игры не уступает нашей. Когда на скамейке нужно придумывать
И вот теперь — точно есть о чем подумать.
Сборная Канады — чемпион мира по хоккею 2015 года. Фото Global Look Press
Бобровский крутой, но не всемогущий
Спасибо Сергею Бобровскому, это благодаря ему хоккеисты сборной России увезут домой по серебряному кругляшу. Финал вратарь отыграл плохо, но предъявлять ему претензии — это себя не уважать. 37:12 по броскам! Чтобы выиграть матч с таким провальным соотношением бросков, нужно показать гениальный хоккей на уровне лучших матчей Третьяка, Гашека и Руа. Но вероятность, что Бобровский выдаст гениальную игру два дня подряд, примерно равна шансам на отмену лимита в ближайшие годы.
Конечно, и Бобровскому есть о чем задуматься по итогам этого матча, и будьте уверены: он задумается, не раз пересмотрит видео голов и пообщается с кем надо по поводу нервов в решающих матчах против превосходящего по силе соперника. И следующий свой турнир в бело-сине-красной форме голкипер проведет еще лучше.
Голкипер сборной России Сергей Бобровский. Фото Global Look Press
Оборона сборной России страдает как качественно, так и количественно
В общем, оставим на некоторое время эмоции в стороне — вопросы, которые нужно было решить руководству сборной, получили свои ответы. Мотивы очевидны, последствия хоть и тяжелы, но тоже понятны. Команда дождалась-таки своего лидера, к которому по двум матчам не может быть никаких вопросов (Александр прямо сейчас проходит пик акклиматизации и он дал сборной России заметно больше, чем мы могли от него требовать). Защитников при этом реально осталось минимум — учитывая, что проблемы в обороне у нас возникали еще и до травм Бирюкова и Медведева, это смотрелось достаточно тревожным раскладом. Речь и об опыте (неопытности), и о квалификации — Андрей Миронов крутой и перспективный, но настолько ли, чтобы проводить 20 минут в финале?
Ответ, в общем, вытекает из итогового счета, но самые любознательные могут посмотреть первые пропущенные сборной шайбы. И не будем винить одного защитника — в матче с Канадой проверки не выдержала ни одна линия российской команды.
Капитан сборной России Илья Ковальчук. Фото Global Look Press
У сборной России не было никакого преимущества в атаке
С нападением же у команды Знарка внешне все было в полном порядке. Но это только обман. Казалось бы, какие проблемы могут быть, когда у тебя впереди Овечкин, Малкин, Тарасенко, Ковальчук, Мозякин, Анисимов? Почти никаких, за исключением одной, основной — найти оптимальные сочетания игроков в такой ситуации. Знарок так до конца и не разобрался с этим. Более того, некоторые его способы решения и вовсе пошли во вред сборной, но об этом чуть позже.
12 бросков (12, Карл!) в створ в финале чемпионата мира — это преступно мало для нападающих такого уровня. О какой-либо «химии» говорить приходится только в случае с тройкой Шипачева, остальные же — кто в лес, кто по дрова. Но если раньше им удавалось вывозить матчи за счет своих индивидуальных действий, то Канада такой возможности не давала. Мы не кинем ни одного камня в огород Овечкина — человека, готового играть в любом состоянии за сборную (а вот фазенда менеджмента сборной в камнях за это решение точно нуждается), сегодня как раз начинался пик его акклиматизации, с чем и связан его режим «невидимки» на льду. Но где
Что случилось с Тарасенко, когда соперники стали классом чуть выше чем шведы? Чем на турнире занимался Илья Ковальчук — или роль капитана теперь заключается в том, чтобы увести команду в раздевалку до гимна соперников? Вопросы и к тройке Шипачева, погасшей по ходу плей-офф — даже финты Панарина перестали быть как эффектными, так и эффективными. При первом действительно очень серьезном сопернике стало понятно, что индивидуальная игра — не рецепт победы. А с командными взаимодействиями в атаке в Чехии по разным причинам были определенные проблемы. И тут уже вопросы к тренеру.
Главная звезда сборной России Александр Овечкин с серебряной медалью. Фото Global Look Press
Физическая подготовка сборной России была провалена
Мы много раз писали о том, что подбор состава сборной России вызывал вопросы. В первую очередь потому, что для хоккея Знарка критично функциональное состояние игроков. Но, несмотря на это, он предпочел порядком вымотанных или даже травмированных игроков тем, что проходили под его руководством полноценную подготовку к чемпионату мира.
Еще раз: в прошлом году таких ребят в сборной было 20 человек. В этом — лишь шесть. И, между прочим, в финале они выделялись — те, кому дали такой шанс, разумеется.
Эта сборная России вполне могла не только побороться с такой Канадой, но и обыграть ее. Будучи в оптимальном состоянии. Чего не было и близко. А «физика» решает слишком многое в современном хоккее. И это едва ли не решающий фактор разгрома.
К слову, у канадцев лишь три игрока представляли команды, попавшие в плей-офф Кубка Стэнли: Кросби, Хэмьюс и Уиркош. Кросби сам выразил желание сыграть на ЧМ, а Хэмьюса и Уиркоша брали лишь потому, что в защите все было совсем плохо. Остальные успели и немножко отдохнуть после тяжелого регулярного чемпионата, и подготовиться к ЧМ, продолжая работать на решающие матчи по ходу турнира.
Капитан сборной Канады Сидни Кросби с чемпионским клубком. Фото Global Look Press
Работа тренерского штаба по турниру ни к чему не привела
Значение функционалки можно было бы уменьшить, нивелировать этот фактор — за счет хорошо подобранных сочетаний игроков, например. Была же тройка Шипачева, добавь к ней еще две, и это уже огромное подспорье.
Но вместо того чтобы хорошенько поэкспериментировать на групповом этапе, тренерский штаб решил дать хоккеистам сыграться, определив сочетания окончательно и бесповоротно. Дошло до смешного: вместо того чтобы перераспределить игроков совершенно не работающей тройки Анисимова по другим звеньям, Знарок просто поменял флангами Тарасенко и Ковальчука. Надо ли говорить, что толку от этого не было никакого? Не прошло и полутора периодов матча с США, как они вернулись на свои места.
Тройка Малкина (Мозякин – Малкин – Кулемин) так и не вышла даже на 50% проектной мощности, а тройку Тихонова (Широков — Тихонов — Плотников), единственную, нащупавшую химию, Знарок в итоге расформировал в пользу Овечкина.
Можно было десятки раз перепробовать всех хоккеистов во всех возможных сочетаниях, но с упорством, достойным лучшего применения, тренерский штаб продолжал смотреть на то, как подопечные пытаются решить все в одно лицо. Этого даже в группе не всегда хватало, какая там Канада.
Лучший бомбардир сборной России Сергей Мозякин (справа). Фото Global Look Press
Сборная России на ЧМ-2015 оказалась абсолютно беспомощна на вбрасываниях
Про этот компонент в игре команды Знарка мы писали не раз и не два — разве что Caps Lock’ом не набирали текст, чтобы привлечь к проблеме еще больше внимания. Хотя тренерский штаб наверняка знал обо всем — это было видно и после первого матча на турнире, и после второго, и после третьего… Самая оказия заключается в том, что сборная России проиграла вообще всем своим соперникам на «точке» — а среди них были и Дания, и Словения, и Норвегия. Даже хоккеисты Беларуси, разгромленные 7:0, смогли выиграть больше вбрасываний в том матче. Можно было бы частично решить проблему, заявив чистого центрфорварда Локтионова и не мучить на точке крайних нападающих, но нет — лучше приедет Овечкин.
Были ли шансы при таких вводных сыграть в важнейшем компоненте лучше, чем канадцы? Разумеется, нет. Лучшие цифры на вбрасываниях сегодня у команды Знарка имели Николай Кулемин (7 из 14) и Владимир Тарасенко (2 из 4) — 50%. Малкин, что примечательно, на точку не вставал — по всей видимости, именно он носитель одной из травм, о которых говорили врачи сборной. В общем, перед тем как отобрать шайбу у канадцев, хоккеистам сборной приходилось изрядно попотеть. А с таким соперником проигранные в своей зоне вбрасывания и такая ненужная беготня вообще по площадке — практически приговор.